За медведем и снежным бараном

Об охоте в Азии РедакцияКомментировать

Автор Денис Черентаев

Июнь месяц. Давно закончились традиционно российские весенние охоты на токах и на тяге. Самые заядлые «гусятники», вернувшись с севера, прячут ружья в сейфы и при встречах, а то и по телефону, принимаются обсуждать итоги прошедшей весны и строить планы на будущее. Межсезонье…

Однако именно в июне на территории России проходит охота, трофей, который пользуется заслуженной популярностью среди членов московского охотничьего клуба « Сафари ». В целом же среди наших соотечественников мало кто может похвастать наличием этих трофеев в своей коллекции. И финансовая сторона вопроса играет далеко не основную роль. Все дело в том, что если большинство видов охот не требуют в настоящее время от человека каких-то сверх усилий, то здесь физическая подготовка охотника является определяющим фактором успеха.Речь идет, как Вы уже возможно догадались, о весенней охоте на медведя и снежного барана.

Именно о такой охоте рассказывает член клуба Ерунков Алексей Николаевич, выдержки, из дневника которого мы публикуем.

День первый
Летели небольшой командой – я, мой товарищ Николай и еще один охотник, познакомиться с которым удалось лишь накануне вылета. Разумеется, все разговоры были лишь об охоте. Приземлившись в Хабаровске, поехали в гостиницу, которую нам рекомендовали наши друзья. Гостиница, по-видимому, действительно хорошая, т. к. свободных номеров не оказалось. Ехать в шумный центр не хотелось, поэтому решили поискать какой-нибудь маленький отельчик на окраине. Наградой, за недолгие, в общем, то поиски, оказался отличный отдых на берегу Уссури.
В Охотске нас встречали организаторы охоты. Эти ребята уже несколько лет проводят охоты на медведя и снежного барана в арендованных угодьях. Мои коллеги по «Сафари» клубу неоднократно здесь охотились и положительно отзывались нам о профессионализме проводников, так и о качестве трофейных животных.
Загрузив на буксир лодки, горючее, палатки и еще кучу всяких вещей, призванных обеспечивать наше автономное существование в течение 10 дней, отправляемся к месту охоты, а это часов 15-16 хода. Море спокойно и наше плавание проходит безо всяких проблем.

День второй
Первая остановка – бухта Веренейская. Здесь остается Николай. Мы же будем охотиться дальше, в бухте с чудным названием Ушки.
Когда до берега остается чуть меньше километра, замечаю медведя и медведицу с медвежатами. Указываю на них егерям, но они не разделяют моего восторга, воспринимая это как должное.
Егеря разбивают палатки и начинают готовить ужин. Матросы с буксира, найдя на берегу несколько ловушек для ловли краба, берутся наловить для нас этих морских деликатесов. И видимо для того, чтобы краб лучше шел в ловушки, ночь напролет вся команда пьянствует. Не знаю, помогло это или нет, но крабов нам действительно наловили.

День третий
Проснувшись и проводив буксир, который уходил каким-то замысловатыми галсами, обсуждаем план на сегодняшний день. Решаем, что я с егерями иду в местечко под названием Ржавый Ключ, где по уверениям проводников, держатся самые крупные медведи, а Армен остается, для того чтобы обследовать территорию, прилегающую к нашему лагерю. Сказано-сделано. Вслед за егерями, одного из которых зовут Олегом, а другого, который правит лодкой и готовит пищу Алексеем, забираюсь в «Казанку». Поскольку эта лодка не самое идеальное средство для хождения по морю, прошу Алексея держаться поближе к берегу. Словно подтверждая мои опасения, мотор чихает пару раз и глохнет. Потратив минут десять на внеплановый техосмотр «Вихря» движемся дальше.
Вот и Ржавый Ключ. Но не медведей, не баранов увидеть не удается, хотя тропы животных встречаются очень часто. Потратив несколько часов на поиски, но, так и не добившись результата, решаем возвращаться в лагерь. Вновь идем вдоль побережья, теперь уже с лодки осматривая в бинокль прибрежные утесы. Вдруг замечаем барана, который лежит на скальном уступе практически перед нами. Быстро причаливаем к берегу. Так как мне не нужно переобуваться, решаю не ждать, пока Олег сменит резиновые сапоги на горные ботинки, а попытаться самостоятельно взобраться на скалу, которая кажется не очень труднодоступной. Но это впечатление обманчиво. Благополучно миновав первые несколько метров подъема, и пройдя сквозь снежник, упираюсь в скальную породу, преодолевать которую приходится буквально сантиметр за сантиметром. Только чудом не сорвавшись, попадаю на участок почти вертикально уходящий вверх, но к счастью густо поросший травой. Здесь полегче. Стоп. Еще один снежник, который я не заметил с берега. И без специального снаряжения его не пройти. Да и не надо. С этого места хорошо видно, что-то, что мы приняли за барана, на самом деле оказывается камнем.
Подходит Олег. Посовещавшись, отправляем Алексея в лагерь, а сами идем пешком, в надежде, что за 10-12км пути до наших палаток нам повстречается хороший экземпляр медведя или барана. Но сегодня видимо не мой день. Зато, придя в лагерь, обнаруживаем, что Армен практически не отходя от палатки, взял медведя, а чуть позже и барана. И хотя трофеи его оказались средних размеров, впечатлений, конечно, была масса.

День четвертый
Со стороны моря подходим к бухте Песчанка. Еще с лодки видим двух медведей, которые быстро скрываются среди прибрежных валунов. Правее замечаем еще пару, которую и начинаем скрадывать. Для этого делаем большой крюк и со стороны материка выходим к месту, где должны находиться медведи. Но медведь всего один. То, что мы приняли за второго медведя – просто валун. Удается подобраться к зверю метров на 90. Тщательно целюсь и жму на спусковой крючок. После выстрела медведь рухнул, но тут же встал и сделал попытку идти. Однако было видно, что рана очень серьезная и задние лапы его практически не слушаются. Егерь начинает кричать, чтобы я стрелял еще. Они все здесь вооружены СКС-ами, поэтому стреляют до тех пор, пока зверь не перестает шевелиться и не важно, даже если он уже агонизирует. Если шевелится – стреляй.
Я же придерживаюсь принципа, один трофей – один выстрел, компенсируя скорострельность за счет точности и подбора соответствующего боеприпаса. Скорее для того, чтобы успокоить егеря делаю еще один выстрел, после которого медведь ложится и уже не встаёт. Когда мы подходим, он уже мертв. Уже почти темно, поэтому решаем отложить разделку туши на утро. Сделав несколько кадров, уходим подыскивать место для ночной закидки.
Нужно заметить, что наиболее крупные экземпляры выходят на кормежку в основном в темное время суток, которое в это время составляет здесь не более 2-х часов, поэтому практически ежедневно мы пытаемся их караулить. Сразу скажу, что безрезультатно. За все время охоты нам так и не удалось взять медведя ночью. Ну, да и ладно.

День пятый
Наутро, сняв с медведя шкуру, отправляемся в лагерь, по пути обследуя прибрежные бухточки. Вот в одной из них замечаем медведя, который так же, завидя нас, начинает уходить по каменистому склону горы. Быстро сходим на берег и начинаем его преследовать, стараясь держаться, так чтобы он нас не видел. Как и в случае с первым медведем удается подойти метров на 90-100.
Выстрел получается почти классическим. Пуля попадает медведю в шею, и он заваливается между камней. Этот зверь размером чуть меньше вчерашнего, со шкурой соломенного цвета. Подходит Олег. Он все видел и поздравляет с отличным выстрелом. Потом переворачивает зверя и приступает за работу. Проходит совсем немного времени и вот уже аккуратно снятая шкура лежит на камнях. Теперь нужно забраться в лодку. Учитывая то, что о берег бьют приличные волны, сделать это далеко не просто. Первым забирается Олег, успев еще при этом перебросить через борт шкуру. У меня не такой большой опыт, да к тому же я держу в руках два карабина, поэтому вместе с окатившей волной лодка уносится в море. Еще одна попытка. На этот раз наш «мореман» что-то не рассчитал и лодку, причем боком, выбрасывает на берег. Рассказывать, как мы ее стаскивали обратно в море слишком долго, поэтому скажу лишь, что мне ужасно повезло и меня не раздавило между лодкой и огромным валуном. Ну вот, крещение охотской водой я принял, теперь в лагерь. Сушиться.

День шестой
Просыпаюсь под шум дождя. Вообще то, в это время дождь здесь – скорее правило, нежели исключение. Егеря шутили, что мы, наверное, очень хорошие люди, если несколько дней подряд для нас светит солнце. А сегодня дождь. И верхушки скал окутаны плотным туманом. А мы собрались за баранами. Затратив на подъем времени вдвое больше чем обычно, оказываемся на вершине. Туман то слегка рассеивается, то вновь сгущается. И вот в такой обстановке, пройдя пару километров, вдруг замечаем двух баранов, которые находятся от нас на расстоянии метров 600. При такой погоде про прицельный выстрел не может быть и речи. Решаем, сделав крюк через плато выйти к месту, где стоят животные со стороны материка. Егеря посылаю к куче камней, которая находится на середине нашего пути и немного ближе к баранам, чтобы он попытался разглядеть, куда они перемещаются. Спустя какое-то время спускаюсь к тому месту, где, по-моему, должны находится животные. Но баранов нет. Олегу тоже ничего не видно. Машу ему, чтобы он возвращался к тому месту, с которого мы увидели баранов. Сняв куртку, благо дождь чуть перестал, начинаю лезть наверх. И вдруг замечаю как сверху – справа из-за камня медленно показалась голова барана. С минуту стоя без движения разглядываем друг друга. В мозгу только одна мысль –
« Не вспугни!!!»
Местные охотники в таких случаях вешают на палку (с которой в этих скалах не расстаются) куртку и пока зверь пялится на это пугало, успевают сделать прицельный выстрел.
У меня палки нет. Поэтому я осторожно роняю куртку на камни, а затем еще осторожнее ложусь сам. И видимо выпадаю из поля зрения барана, так как он полностью выходит из-за камня, пытаясь разглядеть, куда я подевался.
После выстрела баран буквально падает на передние ноги, но, быстро оправившись, поднимается и убегает по каменистому гребню. За ним пулей проносится второй. Подхожу к тому месту, где баран упал. Крови нигде нет. Прохожу метров 40 в сторону, здесь скала заканчивается, а вниз уходит что-то вроде небольшого каньона. И в конце этого каньона или оврага лежит мой баран.
Подходит Олег. Перекурив, решаем, как доставить барана в лагерь. Олег предлагает следующий вариант: я иду в лагерь за лодкой, а он в это время стаскивает барана к морю. Еще раз, взглянув вниз, где лежит мой трофей, ухожу искать наши следы. В такой туман это не самая простая задача. Прохожу один снежник, другой. Наконец, натыкаюсь на овраг, густо заросший пустырником. Решив, что это именно тот овраг, что находится за нашими палатками, начинаю продираться сквозь заросли. Но, увы! останавливаюсь перед обрывом. Проблуждав, таким образом, около трех часов, наконец, спускаюсь в лагерь, и к своему удивлению вижу там Олега. Оказывается, снизу было отлично видно, как мы охотились, поэтому Алексей завел мотор и перевез Олега в лагерь. Уже вместе перевозили сюда же и барана.
Кроме отличного трофея в нашем распоряжении оказывается еще и баранья туша. Шашлык, отлично приготовленный Арменом, является прекрасным дополнением к нашему и так далеко не бедному столу.

День седьмой и восьмой
Еще пару дней штурмуем прибрежные скалы, в надежде отыскать стадо рогачей, которое видел Армен. Но видели либо самок, либо молодняк, который не представляет трофейной ценности. Пройдя за день километров 16-20 вдоль скал, к ночи буквально еле волочили ноги от усталости. Засидки на медведя так же оказываются безуспешными. Единственным нашим трофеем стал сурок, которого мне удалось взять метров со 100.
Решаем немного изменить тактику. Теперь с утра садимся в лодку – большую японскую с мотором «Ямаха» (казанкой мы решили не пользоваться) и отправляемся вдоль побережья. Заметив медведя, либо место где по нашему мнению могут, находится бараны или медведь. Один из нас с егерем, разумеется, высаживается, а другой плывет дальше. Это приносит успех. Армен в районе Ржавого Ключа берет медведя, который становится нашим самым крупным трофеем.

День девятый
Последний день охоты. Завтра за нами должен прийти буксир. В принципе можно просто сидеть в палатке, давая отдых ноющим ногам. Однако надежда, что тот самый, самый медведь или баран возможно именно сегодня гуляет во-о-он в той бухте, заставляет нас быстренько запрыгнуть в лодку и вновь отправится на поиски своего охотничьего счастья.
За время пути видим с десяток медведей, но особо крупных среди них нет. Стрелять же просто ради количества, хотя у егерей еще есть лицензии, просто рука не поднимается. В одном месте видим медведицу с двумя медвежатами. Вместо того, что бы быстренько увести своих малышей, она подходит ближе и начинает нас рассматривать. Щелкнув несколько раз фотоаппаратом, плывем дальше.
Высадив Армена, через какое-то время причаливаем к берегу. Через некоторое время замечаем крупного медведя, который не торопясь шествует в сторону моря. Нам уже скоро возвращаться в лагерь, поэтому шансов найти баранов очень невелико. И мы решаем попытаться взять этого медведя, тем более что на наш взгляд размерами он превосходит двух предыдущих, которых мне удалось добыть. Быстрее к берегу!
Медведь тем временем перемахнул через ручеек и скрылся за гривой из камней, за которой начинался морской пляж. Добежав до гривы, аккуратно выглядываем и видим, что медведь идет прямо на нас. Выстрел на такой охоте – пожалуй, самая легкая ее часть. Этот медведь оказался самым крупным из взятых мною на этой охоте и завершил список трофеев, которых мне удалось добыть летом 2003 года.

День десятый. Последний.
А вот и буксир. Только по сравнению с тем, на котором мы сюда приплыли, этот выглядел так, как будто эксплуатировать его начали много-много десятилетий назад. Вдруг среди моряков замечаю знакомое лицо. Да это же наш капитан с того, первого буксира. Немного помявшись, он рассказывает, в чем дело. Оказывается за то время, пока мы тут охотимся он, будучи не совсем трезвым, умудрился посадить свой буксир на мель. А затем, стараясь сойти с мели этой самостоятельно, предварительно осушив еще энное количество спиртного, умудрился замарать двигатель. Теперь вот снова матросом.
Когда возвращались в Охотск, то было ощущение, что плывешь по морю на плоту и тебя того и гляди, смоет волной. Однако общего впечатления от охоты это обстоятельство изменить уже не могло.