Автор Александр Гришин
Трофейная охота уже доказала, что в значительной мере способствует делу охраны природы, а также экономике тех сельских регионов, где она проводится. Но совсем недавно состоялось событие, которое должно придать ей еще один, новый смысл. И без сомнения, это событие должно заинтересовать как самих охотников, так и отечественную биологическую науку.
Иногда охотники с некоторой тревогой осматривают свои гостиные, украшенные добытыми ими трофеями. Хватит ли на стенах места для новых, более памятных или более интересных трофеев? У некоторых со временем могут измениться приоритеты. Например, любил человек зверовую охоту, а переключился на охоту по перу или наоборот. И тогда старые трофеи становятся несколько обременительными. Продать их в охотничьи рестораны для создания соответствующего интерьера многим «трофейщикам» представляется неэтичным. Но не прятать же их на пыльный чердак? И вот теперь, кажется, выход из такой щекотливой ситуации найден. И нашел его член Московского охотничьего клуба «Сафари» Александр Заболотний, который в середине сентября текущего года передал в дар Зоологическому музею МГУ все экспонаты из своей коллекции. Теперь экспозицию всемирно известного отечественного научного учреждения украсят новые таксидермические композиции очень высокого уровня.
Если с Клубом «Сафари» читатели многие знакомы, ведь о своей работе общественная организация периодически информирует охотничье сообщество, то музейной тематике охотники уделяли пока недостаточно внимания. А ведь некоторые отечественные музеи являются одними из лучших в мире. К числу таких относятся Дарвиновский музей и Зоологический музей МГУ со своими богатейшими коллекциями экспонатов.
Что же представляет собой сегодня Зоологический музей МГУ? Вот как рассказывает о прошлом и настоящем этого научного учреждения его интернет-сайт: http://zmmu.msu.ru.
«Зоологический музей основан в 1791 году как Кабинет натуральной истории при Московском Императорском Университете. Первая опись его коллекций, выполненная Г.И. Фишером, датируется 1806–1807 годами.
В 20-е годы XIX века при восстановлении Кабинета после пожара 1812 года из него было выделено зоологическое собрание, которое и составило основу Зоологического музея.
В 1822 году была опубликована новая опись его коллекций.
В 1860-х годах фонды были разделены на экспозиционные, учебные и научные.
С 1866 года музей действует как публичный. По проекту академика архитектуры К.М. Быковского в 1898–1902 годах для музея было построено специальное здание на Большой Никитской улице, которое принадлежит ему и по сей день.
В 30-е годы XX века музей был введен в состав Биологического факультета МГУ, затем его административное подчинение и структура неоднократно и причудливо изменялись пока, наконец, в начале 1990-х он не обрел статус Научно- исследовательского зоологического музея.
В 1970–1980-х годах музей претерпел полную реконструкцию, открывшую новые возможности для его развития. Была обновлена экспозиция всех залов, увеличена площадь фондохранилищ, научная часть музея разделена на семь секторов. В научном штате в настоящее время — 26 человек, среди них специалисты мирового уровня по практической и теоретической систематике животных».
И все-таки, экспонаты музеев со временем стареют: выцветают яркоокрашенные перья тропических птиц, светлеет шерсть у млекопитающих. Для пополнения своих коллекций сотрудники музея выезжают в ежегодные экспедиции, но охватить все многообразие животных для пополнения своих коллекций они физически не могут.
А ведь в середине прошлого века у ученых были помощники — трофейные охотники того времени! Видные советские военачальники, маршалы Малиновский и Рокоссовский передали в дар музею коллекции своих охотничьих трофеев. Можно сказать, что Александр Заболотний своим благородным поступком продолжил забытую традицию. Своим решением московский охотник придал новый смысл трофейной охоте, которую его охотничий клуб всегда пропагандировал.
Это событие также положило начало сотрудничеству между Московским Охотничьим клубом «Сафари» и ведущим зоологическим музеем страны. Будем надеяться, что примеру Александра последуют и другие трофейные охотники.
Если вы захотите принести в дар музею свои охотничьи трофеи, пожалуйста, предварительно свяжитесь с его главным хранителем Анной Викторовной Тихомировой. Ее телефон: (495) 629-51-78. В музее сегодня наблюдается дефицит «экзотики», и там с благодарностью приняли бы шкурки и чучела обитающих в тропиках зверей и птиц.
С большим интересом здесь ждут тушки или шкурки животных с необычной окраской. Как это ни удивительно, но сегодня в музее отсутствуют черепа буйволов (азиатского водяного и африканского) и некоторых антилоп.