Автор Леонид Палько
На поездку меня соблазнил прекрасный организатор охот, аутфитер Андрей Шнайдер, красочно описав дикие горы, природу, людей, и, конечно, возможность добыть огромного трофейного кабана.
Билет куплен, разрешение на вывоз оружия получено – и в дорогу.
Местный колорит, наложенный на ощущение, что окунулся на 15-20 лет назад во времена перестройки. Казалось бы, непреодолимые трудности моментально исчезают за определённую мзду совершенно открыто.
На выезде из аэропорта первые впечатления: разгильдяйство, машины разбиты, не заправлены бензином. Обилие сотрудников ГАИ, нет не ГАИ, а БДА («наша беда», шутит Андрей).
Сама дорога, как в российской глубинке. Бальжуан да Сери Хасор – по горной речке, высохшее русло которой покрыто речными валунами. Переправы и перекаты, где наш УАЗ периодически тонет и глохнет, так что 60 км дороги мы преодолеваем всего… за 5,5 часов!
Суета, как всегда, по приезде. Знакомство с новыми людьми, их доброжелательное отношение. Всё очень просто: палатки, полог, под которым можно отдыхать, прятаться от дождя и солнца. Кострище, газовые баллоны, мясорубка, в первый день простоявшая без работы (пока не добыли кабана), обаятельная повариха Татьяна, бывшая научная сотрудница секретного завода. На вопрос, почему поваром при таком могучем интеллекте, ответ: «Люблю горы, да и платят здесь больше».
Постоянно чувствуешь заботу старшего по лагерю Мурота. Натянуть полог, залить умывальник, наловить рыбу, наладить связь с населением, помочь принести какие-то мелочи и много другое – всё это он.
Бобо – наш шофер на 469 УАЗике (машину называют «таблетка»), местный философ (всеми уважаемый человек), но в первую очередь, конечно, отличный водитель. УАЗ всегда в боевой готовности, в любое время суток – в путь.
Два егеря, таджик Карим и русский Виталий, говорящие то по-русски, то по-таджикски, да так, что не поймёшь, кто лучше, постоянно подтрунивают друг над другом, но один без другого будто потерянные.
Карим, единственный, со слов Антона, таксидермист в районе; Антон Шнайдер, русский немец, профессиональный охотовед в советское время, сейчас аутфитер; мы, два азартных охотника, – вот и весь состав лагеря, да ещё наша собака Джерри. Кроме того, постоянно, с раннего утра и до позднего вечера, гости – седобородые аксакалы, бабаи, дети, взрослые. Приходят поговорить, угостить, попить чаю, пригласить в гости к себе. Причин этой доброжелательности несколько: наследие СССР, отношение как к «старшему брату», национальная уважительность к гостям, возможность подпитаться свежими новостями и, наверное, главное – мы для них спасители. Приятно себя ими чувствовать.
Перед поездкой друзья и семья очень переживали о спокойствии в Таджикистане, мол, гражданская война, боевики захватят. Но война, если её можно было назвать войной, давно кончилась, сейчас всё очень спокойно!
Теперь главное. Охота строится на выслеживании зверя на местах кормёжки, в основном в садах и огородах местного населения. Всё, что взращено людьми, подвергается набегам серых разбойников – кабанов. Крепкие изгороди ломаются, огороды и посадки перепахиваются, губятся, плоды съедаются. Из-за того, что местное население мусульмане и свинину не едят, кабанов развелось много, они не боятся даже собак. Местные жители вынуждены по ночам не спать, выходить и отгонять кабанов. Волков нет, только медведи, но для них и так много корма (ягоды, плоды и др.), так что врагов у кабанов нет, климат благоприятный, они и плодятся в огромном количестве.
Местное население для нас главные союзники: они дают информацию, где ходит «колон-хус» – большой кабан или ещё лучше «гроз-секач», но, как правило, это «селя» – семья с поросятами. Однако в этом кроется и определённый умысел, все очень хотят, чтобы ты отогнал кабанов именно от его огорода, но при этом случайно не пострелял домашний скот.
В итоге в первую ночь нам не повезло, просидели впустую, надо было самим выбирать место засидки, слепо не доверяясь аборигенам.
Также охотились на засидках в местах кормёжки под великолепными деревьями тутовника или на зверовых тропах-переходах. Сидеть приходилось всю ночь на земле, предварительно сделав примитивное укрытие, что-то подстелив под себя, чтобы было мягко и тепло, а также укрывшись одеялами. Одеяло, в отличие от спальника, более удобно, из спальника пока вылезешь… Вышки не практикуются, тяжело с материалом для постройки, да они и не подойдут, за кронами деревьев ничего не будет видно. Антон говорит, что вышки сразу же разберут на дрова.
Охота трудна в первую очередь тем, что приходится перестраивать организм на ночное бдение: целых пять ночей без сна, дремлешь вполглаза и постоянно прислушиваешься, затекают ноги, тянет холодом. Для охоты выбирается лунная ночь. Я поражался, как местные егеря видят в темноте без каких-то приспособлений и могут определить именно трофейного секача.
Рекомендую брать с собой или оптику с подсветкой. или приборы ночного видения, хотя со мной это сыграло злую шутку. Вышел медведь, Карим долго не мог определиться (охотились ведь на кабана) и уже готов был дать команду на выстрел, но затем, посмотрев в мой ночник, решительно отменил выстрел, так что я сам себя наказал.
Хотелось бы порекомендовать организаторам охоты делать в местах кормёжек и предполагаемых засидок ещё что-нибудь для приваживания кабанов, например, купальные ямы, солонцы с глиной, это привлечёт зверя. Зверь идёт в разное время, но мы для себя определили: движение при наступлении сумерек, затем с 23:00 до 00:00 часов, под утро около 4:00 часов. Темнело в 20:35, светало в 4:30. Таким образом, заняв место заранее, до темноты, и просидев примерно с 18:00 и до 5:00 часов утра, в засидке получалось 10 часов. Затем один час на обход, можно застать кабанов на склонах, когда они двигаются на ночёвку.
Помимо охоты и сна в лагере постоянно общались с местным населением, ловили на кузнечика рыбу с диковинным названием «маринка», купались в речке, загорали.
Очень хотели увидеть дикобраза (джейра), но зверь осторожный, местное население считает его мясо целебным, поэтому его поголовье сильно сократилось.
Стрелять приходится накоротке, 10-20 метров, дальнему выстрелу мешают посадки, поэтому предпочтительно гладкоствольное ружьё (пуля или картечь). Я стрелял Blaser 93х62, и сначала местные очень скептически относились к карабину, мол, прошивает зверя, и он уходит далеко, но после того, как пуля «Орикс»-18,5 гр. «сделала своё дело», наоборот стали жалеть кабана (дырка от пули величиной с кулак). Кстати, можно поохотиться и на подсвинков, цены сопоставимы с ценами в российских охотхозяйствах.
К сожалению, в лагере имелось место и разным досадным мелочам: было всего три стула, хотя в лагере 8 человек плюс постоянные гости, обеденный стол совсем маленький, нет большой палатки.
Главные, наверное, две проблемы: мало было отпущено времени на разведку, отсюда довольно скромный результат по местным меркам – 5 кабанов и самые большие клыки 27,4 см, всё остальное гораздо скромнее. Хорошо, что у нас всё обошлось, по таким жутким дорогам машины должны идти в паре, а профилактический ремонт надо делать перед каждой охотой. Правда, все эти недостатки сглаживались дружеской атмосферой, отзывчивостью егерей на любую просьбу и желанием всё исправить в последующих охотах.
В разряд курьёзов хочу отнести следующий случай. У одного из добытых секачей были отрезаны уши. Местные жители объяснили, что мусульмане, поймав на огороде маленького кабанчика, не убивают его, а отрезают уши, чтобы он больше не ходил на огород, а этот кабанчик выжил и, по-моему, мстил им и дальше.
Тем не менее рекомендую всем, кто готов к трудностям, кто любит приключения, съездить на кабанью охоту в Таджикистан. Получите массу впечатлений.