Автор Сергей Александрович
В Новой Зеландии, как известно, вообще нет эндемичных трофейных животных. Все, чем славятся здешние охоты, было интродуцировано порядка сотни, а то и полутора лет назад. Благородных оленей, ланей, кабанов и серн везли из Европы (преимущественно из Австро-Венгрии, где правил монарх-охотник Франц-Иосиф I), откуда гималайских таров – понятно из названия, оленей руса, сика, а также замбаров – из южной Азии. Позже из Америки добавились белохвостый олень и марал (вапити).
Поскольку климат и кормовая база в Новой Зеландии чрезвычайно благоприятны для копытных (мировое лидерство сравнительно небольшого государства в производстве баранины – лишнее тому подтверждение), да еще и хищников нет, все благополучно прижилось и размножилось. И, в конце концов, двадцать с небольшим лет тому назад навело новозеландцев на мысль об организации трофейных охот.
Охота здесь большей частью парковая, т.е. чрезвычайных усилий не требующая. Зверя – масса, ходить нужно немного. Исключение составляют лишь тары с сернами, за которыми порой приходится полазить по горам, хотя и это, в сравнении с охотой на тара на его исторической родине – комфортабельная прогулка. Эндемиков, как уже сказано выше, нет. Плюс лететь в сумме сутки с лишним. В общем, вроде бы, не самое привлекательное для стремящихся к преодолению трудностей и препятствий трофейщиков место. Но вот удивительная история: среди тех, кого «Основному инстинкту» доводилось отправлять на охоту в Новую Зеландию, не то, что недовольных не было – таких единодушно-восторженных откликов после самой роскошной Африки не услышишь. И это не только наш опыт. На Конвенции SCI 2010 г. новозеландских аутфитеров было, пожалуй, не меньше, чем южноафриканских!
Пожалуй, какую-то одну причину, по которой столь стремительно растет популярность новозеландских охот, выделить не удастся. Дело, очевидно, в совокупности. Фантастически красивая (не зря здесь все чаще снимают голливудские фильмы) природа, комфортное – на уровне ведущих южноафриканских и намибийских компаний – размещение, четкая организация, высококачественные трофеи… Как говаривал Абдулла из «Белого солнца пустыни», «что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость».
Новая Зеландия расположена на двух островах, которые без затей называются Южный и Северный. Международный аэропорт – на Северном острове. Большинство охотничьих лоджей сконцентрировано на Южном. Здесь горы, в которых обитают тары, серны, а также одичавшие козлы и бараны, также являющиеся объектом спортивной охоты, здесь же – основное сосредоточие благородных и пятнистых оленей, вапити, ланей. На Северный остров, скорее всего, придется выбираться, если в трофейную программу будут заложены азиатские олени – зомбар, сика, руса. Это, впрочем, не проблема – у каждой приличной аутфитерской компании здесь свой самолетик.
Основной охотничий сезон в Новой Зеландии – с февраля по август. Рев у оленей – с марта по начало мая, хотя добыть желанный трофей можно, естественно, и в другое время. На данный момент в книге рекордов SCI «новозеландец» – на втором месте. В 2008 г. американец Барон Левин добыл оленя, «потянувшего» на 615 4/8 п. Цена на оленей выше 480 п. по шкале SCI – договорная и поэтому трудно поддается сравнению, а вот трофей в диапазоне 10-14 кг здесь обойдется дешевле, чем в любой иной точке планеты.
Вапити и лани также отличаются очень приличными трофейными качествами. А вот рекордного кабана здесь вряд ли удастся добыть.
Примерно та же картина с азиатскими оленями. Если оленя сика выдающихся трофейных качеств хозяева еще берутся выставить (как правило, есть две цены – за такого и просто «стрелябельного», то с оленями зомбара и руса – как повезет.
Отсутствует разница в цене и на горных животных. Точнее, он существует – серна и гималайский тар стоят от 3-3,5 до 5 тысяч долларов, но зависит это не от трофейных качеств и не от аппетитов принимающей стороны, а от того, включен ли в цену вертолет. Как правило, приезжие охотники предпочитают «заброситься» наверх и дальше уже потихоньку спускаться в поисках достойного трофея. Однако любителям экстрима хозяева любезно предложат пеший маршрут. Обойдется такая охота вряд ли дешевле, потому что вместо стандартного дня или, в крайнем случае, двух на серну с таром придется потратить несколько дней и вместо вертушки платить за дополнительное время профессионального охотника.
Вся охота – с подхода. Качество трофея определяет «пи-эйч», он же дает команду стрелять. Если он ошибется в меньшую сторону и трофей окажется худшего, чем оговаривалось, качества, платить за него не придется и лицензия не закроется. Если качество трофея, наоборот, окажется выше, доплачивать также не придется.
«Выходная» шкура у тара – зимой, в июне-июле. В это время в горах снег и минусовая температура. Да и на равнине нежарко. Так что любителям комфортной погоды лучше лететь сюда в марте-апреле. А тем, кто захочет добавить к трофейной охоте птичью – не раньше начала мая. Дикого индюка, правда, можно стрелять и раньше, но водоплавающих открывают в первую субботу мая. Помимо знакомой нам кряквы и северной утки имеется весьма красивая райская утка (Paradise duck), канадский гусь. Кроме того, Новая Зеландия – единственная в мире страна, где вполне легально можно добыть черного лебедя.
Хотя эта статья готовится для «Книги трофеев», не могу не упомянуть про новозеландский варминтинг. Всячески рекомендую тем, кто сюда соберется, отвести на него день-другой. В ассортименте опоссумы, валлаби (разновидность мелких кенгуру) и кролики. Сотня результативный выстрелов за день – не предел. Плату дерут, как правило, только за обслуживание (и, в случае аренды, естественно, за оружие и патроны).
Ввоз оружия в Новую Зеландия менее сложен, чем в большинство африканских стран, однако большинство охотников предпочитает арендовать его на месте. Полет в Новую Зеландию – это минимум две пересадки с соответствующим риском, что карабин в пути потеряют. А местные компании (по крайней мере, Alpin hunting Шейна Куинна и New Zealand Mountain hunting Гэри Херберта, с которыми «Основной инстинкт» сотрудничает) располагают вполне приличным арсеналом оружия с качественной оптикой.
«Рабочие» калибры – от .270. Для варминтинга обязательно дадут что-нибудь типа .22.Дистанция стрельбы – от 100 до 250 м, хотя в горах иногда может быть побольше. Что касается трофеев, то и «большая», «эссиаевская», и клубная книги рекордов учитывают Новую Зеландию отдельной строкой, так что прямой конкуренции оленя или лани, добытых здесь и, скажем, в Болгарии, не получится. Но зато трофейная география станет пошире.
И, наконец, последнее: новозеландские таксидермисты работают быстро, очень качественно и сравнительно дешево. Но за морем, как известно, телушка – полушка, да перевозка – рубль. А с учетом того, что это море – особенно далеко, может и полтора выйти.
Леонид Палько: в одной поездке множество охот!
Эта зарубежная охота стала для Леонида семнадцатой по счету. От запланированных на нее двух недель почти трое суток ушло на перелеты и ожидания авиарейсов, что неудивительно – ведь наш охотник побывал в буквальном смысле на самом краю света. В Новой Зеландии.
Сразу после возвращения Леонид был вымотан, но признался пресс-службе Клуба, что такой интересной, богатой не только на разнообразные трофеи, но и на разнообразные охоты поездки у него еще никогда не было. Это путешествие стало также первым, когда к организаторам не возникло ни малейших нареканий.
Нашим соотечественникам сразу бросается в глаза, что в этой стране очень чисто! Новая Зеландия не только страна без мусора. О том, как в ней относятся к экологии, говорит хотя бы тот факт, что все прибывающие обязаны показывать на таможенном посту не кошельки, а…свою обувь. На наших подошвах вместе с почвой мы переносим огромное количество семян растений, спор грибов, паразитов и возбудителей заболеваний. Новозеландцы, как могут, пытаются с этой проблемой бороться и, хотя не переобувают гостей в стерильные бахилы, но в обязательном порядке обрабатывают их башмаки и кроссовки от остатков земли. Для этого здесь создана специальная служба.
Принимающая сторона хорошо подготовилась к приему гостей и даже вывесила в честь нашего государственного праздника, Дня Победы, российский флаг. Каждого из трех наших охотников разместили в одноместном номере, в стоимость которого были включены алкоголь, пиво, прохладительные напитки и фрукты.
Хозяева «базы» организовали для россиян отличное пятиразовое питание. Недоумение наших соотечественников вызвало лишь отсутствие в меню жареной баранины. И это в стране, на лугах которой пасутся миллионы и миллионы домашних овец. Оказывается новозеландцы «просто не умеют их готовить», ведь сама баранина на столе была, но вареная. Пришлось срочно обучать англосаксов искусству жарки баранины, но, увы, они так и не смогли ему научиться..
Теперь собственно об охотах. Леонид попробовал в этой поездке, наверное, все их местные виды. Кроме известных охот на трофейных животных, завезенных на острова из самых разных уголков Земли, наш охотник испытал охоты на райских уток, новозеландских гусей, опоссумов, на кабана из-под собак и даже на черного лебедя!
На Северном острове традиционно охотятся на все виды оленей (здесь обитают благородный олень, вапити, замбар, лань, яванская руза, пятнистый олень), а также козлов и баранов.
С базы охотники выдвигались еще по-темному. К месту охоты их доставляли современные квадроциклы. Зверей вокруг было много. Главным оставалось – выбрать достойный трофей. Леониду удавались самые разные выстрелы. По одному оленю он стрелял всего с 30 шагов. А красавца замбара добыл с дистанции 394 метра. И до и после выстрела организаторы демонстрировали чисто англиканское отношение к процессу охоты. Ведь тушу вапити, пусть она и весит около 400 кг, охотники и проводники, впятером, конечно же, могли, поднапрягшись взвалить в кузов вездехода. Но… проводниками вызывается вертолет и эта зависшая хрупкая «стрекозка» очень-очень осторожно, сначала поднимает оленя с земли, а затем опускает его в кузов тележки. То же происходит с добытым пятнистым оленем. Зверь дошел на виду, в кустах, примерно в километре от охотников. Один из проводников отправился уточнить, где лежит олень. Вызванный вертолет доставил к основной группе сначала тушу зверя, а потом, вернувшись за егерем, доставил и его.
Новозеландские кабаны редко вырастают крупными. Охотятся на них со специально притравленными к диким свиньям охотничьими собаками. Псы, загнав кабана, держат его очень плотно, так, что к зверю можно подойти с охотничьим кинжалом. Но когда охотился Леонид, загнанный зверь активно оборонялся и его пришлось добыть выстрелом из винтовки.
У Леонида получалось добывать по два трофея за день охоты. Неужели в освободившееся время нужно предаться пассивному отдыху? Никогда!
От егерей наш охотник узнал об очень интересном способе стрельбы местных уток. Райских уток, как еще называют здесь новозеландских огарей. Вроде бы знакомая нам охота с манком и профилями и в то же время другая. Судите сами, обычно эти утки летают на высоте несколько сотен метров над землей и никакая дробь их так высоко, конечно, не достанет. Но оказывается, как и все птицы из отряда гусеобразных, огари очень живо откликаются на «хорошую компанию». И вот на поле устраивается большой, обнесенный камуфляжной сеткой, скрадок. Укрытие должно вместить всех трех наших земляков. Вокруг скрадка выставляется полтора десятка кустарно сделанных из металла и аляповато раскрашенных утиных профилей. Причем устанавливались приманки очень быстро и интересно – как при старой детской игре «в ножички» заостренный ножной конец профиля вгонялся в землю одним движением.
Под вечер вместе с охотниками место в укрытии занял и егерь с манком. Уток словно гипнотизировали звуки этой «дудочки». Было удивительно наблюдать, как с высоты в полкилометра птицы, пикируя, почти падали на грубо раскрашенные железки! За 2 часа на троих были добыты 24 огаря. Можно было настрелять и больше, но наши охотники сказали «Хватит!»
Удалось также импровизированно поохотиться и на местный вид гусей. Наш охотник увидел, как в километре от места, где он находился, сел их приличный табун. План охоты возник сразу же. Проводник отвез Леонида к месту, где можно было укрыться, а сам, объехав стаю, толкнул ее на охотника. Все получилось! Точными оказались первый и третий выстрелы и трофеями охоты-импровизации стали два крупных красавца-гусака.
Вечером состоялась охота на опоссумов. Небольшие пушистые зверьки представляют для местных жителей реальный коммерческий интерес и можно считать, что наш охотник в ту ночь участвовал в традиционной промысловой охоте. Охотятся на опоссумов только ночью из-под света фонаря. Всего за час удалось добыть более двадцати зверьков. Раньше заготавливали их шкурки. Пушнина шла на шубы, бывшие популярными и у наших отечественных модниц. Сейчас собирают шерсть. Делают это в специальных валковых машинах, оставляющих от опоссумов лишь голые тушки. Игра стоит свеч – килограмм шерсти стоит 100 долларов!
На пятый день пребывания в Новой Зеландии наши соотечественники перебрались с Северного острова на Южный и продолжили свое сафари. Южный остров тоже удивил обилием диких животных. Для трофейных охотников представляют интерес обитающие здесь гималайский тар и серна. Часто можно было наблюдать зверей на отстое. Тар был заветной мечтой Леонида Палько. И его мечта сбылась! Охотник смог добыть прекрасного восьмилетнего самца. Зверь был очень осторожным. Его пришлось стрелять на ходу с минимальной подготовкой к выстрелу. Таким же удачным получился и выстрел по бегущей серне.
Когда Леонид полностью закрыл список ВСЕХ новозеландских трофейных животных, представитель принимающей стороны поинтересовался, не хочет ли он пострелять очень крупных птиц. Охотник сначала понял, что его приглашают стрелять… орлов. Видимо, егерь сказал «птиц больших, как орлов». По орлам Леонид, конечно, стрелять бы не стал, но от предложения поехать в новые места не отказался. Вертолет приземлился в новозеландской «тундре» – местности, покрытой в основном мхами, лишайниками и другой чахлой растительностью. Довольно скоро проводник при помощи манка завернул на охотника пролетавшую очень крупную, черную, гусеобразного вида, птицу. Охотник лишь успел подумать – надо же, новозеландцы, как и европейцы, развели у себя канадских казарок. Выстрел и огромная птица падает…
Подойдя к ней, Леонид растерялся и расстроился. Добычей оказался черный лебедь. Егерь объяснил, что в его стране лебеди считаются обычными охотничьими птицами. На что получил ответ, что не в традициях наших охотников стрелять по лебедям, какого бы цвета они не были. На этом охоту прекратили.
Всего за эту поездку Леонид добыл 11 копытных животных. Три или четыре трофея будут претендовать на включение в ТОР-10 Книги Рекордов SCI. Интересной оказалась и познавательная часть поездки. Наши земляки посетили ледник Франца Иосифа, деревушку аборигенов–маори, озеро Таупо, городок Роторуа, долину гейзеров и термальные грязи.
Вот такая разносторонняя получилась поездка.
И немного бытовых рекомендаций от побывавших в Новой Зеландии. Охотникам, которые захотят повторить маршрут этой экспедиции, нужно обязательно захватить с собой подстилку для сидения (в Южном полушарии сейчас прохладно). Не забудьте дома вилку-переходник для техники и зарядных устройств. И еще, Леонид желает всем членам Клуба посетить эту страну. Одну из великих охотничьих стран Земли – Новую Зеландию!