Леонид Сонин
Около 15 лет назад автор этих строк, прочитав маленькую заметку в газете, впервые отправился вместе с несколькими товарищами по клубу «САФАРИ» на охоту на сурков. До этого времени почти что никто в охотничьем сообществе о существовании такой охоты, да еще в июле, т.е. летом и не подозревал! Охота оказалась интересной, но не слишком сложной, и вскоре наскучила. Тогда- то и появилась идея превратить её в увлекательные охотничьи соревнования. Так родился варминтинг в России.
С момента первого Турина по варминтингу, т.е. уже более 10 лет, в адрес организаторов и участников высказывалось немало упреков и претензий. С некоторыми из них невозможно не согласиться, а некоторые происходят от непонимания, или незнания всей глубины вопроса. Но давайте рассмотрим все по порядку и попробуем дать необходимые разъяснения.
В чем же обвиняют организаторов и участников?
• Взвинтили цены! Есть мнение, что именно благодаря Турниру, варминтинг, в виде охоты на сурка, стал настолько популярен.
И поэтому цены на сурчиные лицензии теперь такие дорогие.
Как ни печально, но эта информация соответствует действительности. Верите, – сами не рады! Когда мы начинали охотиться, а потом разрабатывали концепцию Турнира, мы и предположить не могли, насколько возрастут цены на эту охоту! Ведь про охоту на сурка тогда еще, практически, никто не знал. За охоту в первые годы организаторы в Воронежской и Ростовской областях просили 100 – 200 рублей за каждого добытого зверька. А теперь эта стоимость выросла почти в десять раз! Сработали законы рынка, спрос – рождает предложение.
• На Турнире пропал дух товарищества! Главным – стала погоня за призами любой ценой!
Пожалуй, что и это тоже горькая правда. С развитием Турнира, с ростом его популярности появились спонсоры, готовые продемонстрировать в рамках соревнований перед «целевой аудиторией» свои новые разработки и достижения. А то, что Турнир регулярно и активно освещается в прессе, только подстегнуло ситуацию. Да и организаторы, полагая, что наличие хороших и дорогих призов привлечет большее количество участников, а, значит, и соревнования станут интереснее, не препятствовали, а напротив, всячески поощряли этот процесс. Результат оказался закономерным – наиболее опытные и умелые стрелки стараются заполучить главные призы (что, в общем-то, нормально), а приток новых участников ограничен их сомнениями, что выиграть у мастеров нет шансов.
Но не отказываться же специально от спонсорских призов! Хотя и форсировать их получение тоже не стоит.
• Организаторы турнира правила делают «под себя»! Чтобы вернее выигрывать призы.
А вот это уже неправда. И вот почему. Во-первых, в составе Оргкомитета, который и вырабатывает правила, действительно есть несколько человек, принимающих участие в соревнованиях. А как же иначе? Правила должны разрабатывать те, кто знает хорошо предмет. Вот только сделать что-то «под себя» они не в состоянии, т.к. на соревнованиях являются конкурентами, а значит, не позволят друг другу приобрести необоснованные преимущества. Однако чтобы избежать подобных кривотолков, с 2013 года решено было в состав Оргкомитета включать всех активных представителей стреляющей общественности, заинтересованных в работе над организацией турнира.
И, наконец, если у кого-то из участников возникают такого рода сомнения или подозрения, они должны и обязаны высказать их непосредственно на Турнире! А не после его окончания и подведения итогов.
• Мастерство охотника заключается в том, чтобы подкрадываться ближе к зверю! На турнире все наоборот.
Это, как раз, чистая правда. Участники специально усложнили себе задачу, «договорившись» стрелять с максимально дальнего расстояния. Такие «правила игры». И в этом весь фокус, всё мастерство стрелка! Причин тому несколько. Ну, во-первых, странно было бы подкрадываться к суркам, когда можно просто затаиться у норы и ждать, когда сурок выглянет из отверстия. А вот попасть в мишень размером с кулак (в голову) со значительного расстояния в полевых условиях – это надо постараться! Кто не верит – может попробовать. Кроме того навыки точной стрельбы на большие расстояния реально могут пригодиться и на другой охоте любому охотнику.
• Участник соревнований стреляют по животным, которые об этом даже не подозревают!
Довольно странно это слышать, тем более от самих охотников. А на какой охоте, позвольте вас спросить, животные «подозревают», что по ним сейчас будут стрелять? Разве только на загонной охоте в вольере! Да и то, после первого выстрела.
• Турнир по варминтингу – это стрельба по живым мишеням!
Ни в коем случае! Мы всегда решительно выступали против такого подхода. Прежде всего, варминтинг – это охота. Спортивная охота, где участники поставлены в искусственно более жесткие рамки соревнований. Именно отсюда и всевозможные ограничения по поводу чрезмерно крупных калибров, использования технических средств (стрельба с машины) и т.д.
• Сурок как трофей не интересует участников соревнований! Важен только результат.
Это неправда. Поскольку турнир по варминтингу это охота, и отношение к трофею должно быть соответствующее. Это закреплено в правилах, где сказано, что каждый участник обязан не только доставить все свои трофее в лагерь, но обработать их или оплатить стоимость обработки, разделки каждой тушки. Затем шкурки, жир и мясо замораживаются. Для этого в лагере турнира специально работают две больших морозильных камеры. А какие интересные блюда готовятся во время турнира из мяса сурков! А из шкурок шьются потом отличные охотничьи костюмы. Действительно, кто-то не берет потом домой сурчиное мясо, но вместо него всё забирают другие участники. После их отъезда – ничего не остается.
И еще. Чтобы ни один трофей не пропал, с 2012 года правилами турнира разрешено (даже рекомендовано!) использование норных собак для извлечения битых сурков и подранков из нор, раскапывать которые категорически запрещено!
• На турнире присутствует чрезмерная техническая оснащенность участников, идет соревнование «железа»!
Действительно, чтобы хорошо стрелять, надо иметь отличное оружие, оптику и другое необходимое снаряжение. Но, во-первых, есть конкретные ограничения по этому поводу в Правилах турнира. Во-вторых, в самом престижном, охотничьем классе, вообще запрещено пользоваться чем-то, кроме винтовки, дальномера и собственного тела в качестве опоры. И, наконец, любое «железо» мертво без участия стрелка-охотника, мастерство которого есть результат опыта и продолжительной тренировки. В доказательство – серия блестящих результатов участников с заводскими винтовками.
В общем, нравится это кому-то или нет, а турнир живет вот уже второе десятилетие. Попытки прекратить эти соревнования успехом не увенчались. А значит, будут новые турниры, новые победы и рекорды, и новые споры, в которых, как известно, рождается истина!