Автор: Владимир Тихомиров
В середине июля 2007 года состоялся пятый турнир по варминтингу на призы московского охотничьего клуба «Сафари». Всего десяток дней не дожил до его начала один из его инициаторов и «моторов» – Юрий Ростиславович Слетов.
Когда четыре года тому назад по редакционному заданию я ехал на первый для меня турнир, не думал, что это станет весьма значимым событием. Дело в том, что именно там испытал счастье от знакомства одновременно со многими людьми «одной крови». Все они были не просто страстными охотниками, но и искренними любителями оружия, и мастерами пулевой стрельбы. Люди, с которыми я общался, все, без исключения, были умными и предельно доброжелательными, и это делало дни турнира ярким и счастливым праздником.
Не сомневаясь в том, что любой участник турнира бесконечно интересен как личность, признаюсь, что знакомство с Юрой Слетовым постепенно переросло в глубокое и очень важное для меня общение. Умный, хорошо образованный, страстно и глубоко увлекающийся, он был просто невероятно приятным в жизни.
Его бездонная глубина для меня раскрывалась постепенно. В последний год общались довольно часто и содержательно. Наряду с переводами оружейных материалов с немецкого языка, плана совместной поездки на Алтай, проблем охоты с луком мы достаточно часто обсуждали и проблемы варминттурнира. Последний раз это было примерно за месяц до начала пятого турнира в пивном погребке у метро «Чистые Пруды».
Большинство Юриных рассуждений, как всегда, были настолько правильными и привлекательными, что сейчас мне уже трудно отделить их от моих собственных. Мы говорили, что стрельба сурков на чемпионате клуба «Сафари» принципиально отличается от врминтинга во время его зарождения в Америке. Там это было действительно уничтожение вредителей полей и никаких целей кроме защиты урожая не преследовало.
Сурок байбак, на которого проводится охота на турнире, еще совсем недавно был в «Красной книге». Сегодня в России это ценное охотничье животное, дающее хорошее пушное сырье, качественное мясо и высокоценный лечебный жир. Именно поэтому охота на него проводится только по именным разовым лицензиям с отдельным учетом взрослых особей и сеголетков. В наших интересах увеличить поголовье этого животного. Эти соображения требует от всех охотников бережного отношения к их поголовью, стремления как можно более рационально вести промысел и как модно более полноценно использовать добытых зверей.
Мы много говорили и о значении турнира, перспективах и его месте в нашей охоте. Тема эта и сегодня весьма актуальна, поскольку наряду с яркими поклонниками варминтинга, у него до сих пор есть и не менее убежденные противники, полагающие, что это просто забава, в которой животные исполняют функцию мишеней, что безнравственно и противоречит традиционной российской охотничьей морали.
Сторонникам такой позиции кажется, что этих соображений достаточно, чтобы занятие варминтингом запретить. Думается, что в основе таких взглядов лежит малая информированность и незнание традиций применения на охоте нарезного оружия. Что не удивительно, ведь в России свободный оборот такого оружия был разрешен чуть более двух десятков лет назад. Некоторые «ветераны» до сих пор не приемлют применение «нарезняка» на охоте вообще.
Варминт-турнар в создании которого принимал самое непосредственное участие Юра, стал первой отечественной охотничьей «школой» высокоточной стрельбы. За право участвовать в нем сегодня борются лучшие стрелки-охотники страны. Обмениваться с ними опытом приезжают коллеги из других стран, советоваться — инженеры оружейных предприятий, разработчики российского стрелкового оружия XXI века.
Спасибо, Юра!