Альпинисты, Скалолазы, Охотники

Об охоте в Азии РедакцияКомментировать

Автор Олег Андреев

Охоты не всегда получаются так, как планируешь. Всегда находятся различные обстоятельства, которые могут помешать. В Турцию я отправлялся с полной уверенностью, что добуду два трофея – конийского муфлона и безоарового козла, по размерам как минимум входящих в первую пятерку по Книге рекордов SCI. Но судьба справедливо наказала меня за гордыню. Зато наградила незабываемыми впечатлениями и открыла для меня Турцию как страну с замечательными охотничьими традициями и разнообразными трофейными животными. Это олень, косуля, муфлон, серна, козерог, кабан, пернатая дичь и так далее. Причем организация была на самом высоком профессиональном уровне. Но все по порядку.

Тур планировал недолго. Мой товарищ и сотрудник компании «Сафари и Экспедиции» Дима Ястребов уже давно знал принимающую сторону, поэтому это не заняло много времени. Нашими трофеями были, как сказано выше, два животных. Конийский муфлон находился на грани вымирания, но турки смогли поднять его популяцию, создав сначала одну заповедную территорию, а потом добавили еще две. Сейчас численность достигла неугрожающих размеров, и в год выделяется четыре лицензии, одна из них для турецких охотников. Остальные отданы иностранцам. А айбекса можно найти практически на всей территории Турции.
С самого начала поездка пошла вроде бы ничего – мы смогли пробиться во «Внуково» через сильнейший снегопад и, несмотря за задержку вылета на два часа, даже умудрились попасть на стыковочный рейс в Стамбуле дальше в Конью. Еще больше удивило, что турки сумели перегрузить оружие за 40 минут, которые у нас остались на пересадку. Правда, таможенники в Конье были очень удивлены, когда увидели на ленте с багажом кейсы с оружием. Так, видно, спешили с перегрузкой, что забыли их об этом предупредить. Но нас уже ждали организаторы, и формальности заняли не больше 15 минут.
Конья оказалась большим городом с населением более миллиона человек и очень разбросанным по площади – примерно 39 000 квадратных метров. Он по праву считается у турок одним из главных мусульманских городов – очень религиозный. За небольшим исключением все женщины в платках. В ресторанах города спиртного не продают. В городе находится известный музей одного из последователей пророка Мухаммеда, Джалаледдина Руми. Центральный отель Rixosвеликолепием не поразил, но зато еда была на высшем уровне, даже угостили пивом. Построив планы на завтра, разошлись спать.
Подъем в семь утра и выезд. Дорога была хорошая – 50 км асфальта, три брусчатки, и мы в горной загороженной территории размером 5000 га. Довольно-таки большая. Нас уже ждали наши гиды и смотрители заповедника. После недолгого знакомства двинулись в путь. Надо сказать, что на эту охоту я взял новую винтовку SurgeonRiflesScalpen.300 WinMag, которая может стрелять на 1000 м. Для меня это была первая с ней поездка. И так как опыта стрельбы из этого ружья еще не было, я сделал несколько приблизительных баллистических таблиц под имеющиеся патроны и взял их с собой.
Первых баранов увидели где-то через полчаса, их было около трех десятков, но больших среди них не оказалось. Потом еще одно стадо, голов 150, но тоже без рекордов. Потом еще и еще, но тоже ничего достойного. Решили выйти и немного размяться. Стояла солнечная погода, но ветер был такой, что когда поднимаешь ногу, то ее просто сносит, да что там ногу, в некоторых местах нас и самих сносило. Я даже не знаю, какую поправку надо делать при таком ветре. Часовая прогулка пешком тоже ничего не дала, кроме просмотра еще двух десятков баранов не нашего качества. И надо сказать, что у нас создалось ощущение, что бараны ведут себя так, как будто на них постоянно охотятся. Уже за километр, увидев машину, они шустро убегают.
После полудня нас повели на обед – немного маслин, хлеб и, конечно же, чай. И опять объезд территории. Видели пару больших стад, но ничего трофейного и только в конце дня на заходе солнца обнаружили двух неплохих муфлонов, но они не дали нам ни малейшего шанса, быстро исчезнув из виду. Немного удрученные, поехали обратно в гостиницу, запланировав завтра начать охоту немного пораньше и с этого же места.
Вечером решили проверить местную кухню и отправились в центр города в национальный ресторан. Как раз в нем и узнали, что спиртного у них, конечно, тоже нет. Пришлось довольствоваться айраном. И очень вкусной местной едой, что-то вроде пиццы, но тонкой, как арабская лепешка, плюс различные добавки и острые специи. А еще был вкусный десерт с жареным сыром.
На следующий день встали пораньше и уже в восемь часов начали охоту. Вот тут и начались наши приключения. Патроны .300 WinMagмне собирал специалист, именно для дальней стрельбы. Но, видно, партия была неудачная, или он их плохо снарядил – один развалился прямо в стволе. У меня появилось нехорошее предчувствие, и оно сбылось. Через 30 минут увидели неплохого барана. Он тут же понесся в гору, правда периодически останавливался, оглядываясь на нас. Я выскочил из машины, установил ружье, померил дистанцию – 400 метров, загнал патрон в патронник… Ан нет, не загнал! Затвор не закрывался! И пока я пробовал его туда снова загнать (даже патрон поменял), баран скрылся из вида. Причиной оказался порох, который уже попал мне в ствол, когда развалился первый патрон. Прочистив ствол, попытался вставить другой патрон, но и он прямо в магазине развалился. Ну, думаю: «Поперло». Из двадцати патронов, которые взял, примерно половина оказалась в таком состоянии.
Настроение, естественно, немного подпортилось, но, выбрав три самых лучших, двинулись в погоню за муфлоном. Однако, пока мы копались с оружием, его и след простыл. Но через несколько минут наткнулись еще на одно стадо – голов в 280. Они тоже не стали нас ждать и быстро ретировались. Я, чтобы подстегнуть ситуацию, заявил нашим устроителям, что на обед поедем, только когда добудем трофей. Они согласились. Погода в этот день была великолепная, маленький ветерок, солнце и +12-15 градусов. В одной из лощин наткнулись на два огромных стада, которые также поспешили от нас убежать, но тем не менее дали немного времени на осмотр, и мы засекли вроде бы неплохого самца. Я быстро принял положение для стрельбы, определился, до него было 425 метров. Дима даже успел включить камеру. Бараны карабкались вверх по склону, и, когда наш замер на секунду, я выстрелил. Все стадо скрылось из вида, наш тоже. Говорят – чистый промах, но этого не могло быть. Мы просмотрели видеосъемку на камере, и точно, пуля ушла далеко влево.
Решили вернуться на базу проверить оружье, а запас патронов в связи с некачественной закаткой у нас, как известно, невелик. Проверка показала, что я ногой сбил барабан горизонтальной настройки на несколько щелчков, пока ездили в джипе. И так как ветра не было, я даже не подумал проверить поправки. Вот так уверенность бойцов подводит. Даже на 100 метров погрешность была 20 см – это мы установили, потратив несколько патронов из «золотого запаса». Все исправив, опять двинулись вдоль горы. Почему-то местный смотритель, который обычно ехал сзади, сейчас решил поехать первым, а так как в охоте он разбирался слабо, то, естественно, не заметил стадо баранов на ближайшем склоне, проехал. Они, правда не торопясь, стали от нас удаляться. Проводник сказал, что есть неплохой, и я лег на изготовку. Он мне показал зверя и попросил подождать, когда тот будет отдельно, чтобы не задеть остальных. Я так и сделал. Дистанция, остановка, выстрел – пробежав 70 метров, баран свалился. Вроде бы все хорошо, но оказалось, что он не очень большой. Вот так моя мечта о муфлоне на первую пятерку растаяла. Все очень расстроились, но делать нечего. Фотосессия прошла в молчании. Как только сделали несколько снимков, без обеда и чая рванули в город.
Там, чтобы сменить тему, посетили музей, несколько старинных мечетей (некоторым из них более 900 лет), мечеть и усыпальницу Мевланы и других местных святых. Здесь хранится реликвия – частичка пророка Мухаммеда, которая пахла ладаном, она была закрыта крышкой, у которой сверху дырочки, чтобы все могли понюхать. Тут была когда-то открыта одна из первых древних школ для монахов. Отсюда пошли многие мусульманские обряды, в том числе намазы. Некоторые очень оригинальны, например, общаясь с Аллахом, монахи, вращаются в течение многих (семь-восемь) часов в одну сторону, не прекращая. Нам показали такое шоу, и оно нас впечатлило. Как они так могут, не понимаю. Нашу познавательную программу решили закончить на шумном базаре, где закупились свежайшим рахат-лукумом, орешками и сухофруктами для дома.
Поужинали в сопровождении музыкального национального трио с изумительными голосами, посмотрели танц-шоу и двинулись в сторону Анталии, в местечко за 150 км от Коньи. И уже где-то в час ночи были на месте. Здесь у нас произошла незапланированная смена егерей – у одного из старших заболела мама, а второй был его сын. Но уже в 6 утра у нас были новые, самые лучшие егеря фирмы-организатора. Ночлег был неплохой, бутик-отель с деревянными панелями. Очень уютно, если бы в нем еще было тепло, но так как туристов там мало в это время года, на топливе экономили. Нам дали в номер по обогревателю, а в столовой иногда топили камин. Из обслуживающего персонала было всего лишь два человека: мужчина, который говорил на немецком, поварил и исполнял всю работу по дому, и женщина, которая непонятно чем занималась. Подъем был ранний, в пять часов утра, а в шесть мы были у подножия очень красивых гор, недалеко от одной из маленьких деревушек.
Здесь нас ждали восемь человек местного населения, которые уже неделю наблюдали за нашим козерогом. Их снабдили даже телефонами. Они сообщили, что козерог на месте и нам надо идти. И показали куда. «Мамочки мои, да ведь там же даже намека нет на подъем», – подумали мы с Димой, но, собрав наши пожитки, двинулись вверх. По мере подъема нам открывались тропки и проходы, которые проводники знали досконально, и в принципе он оказался не тяжелым, всего три часа. Погода стояла хорошая, солнечная, около 7 градусов тепла, но на вершине стал задувать ветерок. В этот день нас радовало все. Еловый запах леса, по которому мы проходили. Скалы, по которым ползли, журчанье ручьев, и даже ветер не расстраивал – он еще не разогнался в полную силу. Козерогов нашли там, где и предполагали. Легли, заняли позицию и стали ждать, когда из-за елок появится наш герой. Он показался, и не очень быстро. Шанс выстрелить у меня был, но Дима еще не успел поймать его в камеру. «Не беда», – подумали мы. Но как бы не так – козерог оказался таким мудрым, что ой-е-ей.
Мы прождали его до двух часов дня. В течение этого времени он нам показался два-три раза на дистанциях 500, 700 метров и перевалил через гору. Он просто удивительно умел находить деревья на склоне и, прячась за ними, проходить не замеченным для нас. После обеда решили проследовать за ним, так как наши помощники, находившиеся внизу, сообщили, что он находится на другом склоне. Еще полуторачасовой переход (вымокаешь на переходах страшно, так что берите с собой запасное белье, чтобы не замерзнуть), и мы у цели. Картина повторилась почти в точности. Он не дал нам шанса даже прицелиться. Показался два раза на расстоянии 700 и 1000 метров и вернулся на склон, где мы его видели утром. К вечеру проводники обрадовали нас, сказав, что с утра у нас та же программа, только выйдем немного пораньше. Возвращение заняло два часа, но казалось почти прогулочным. Мы спускались через красивейшее ущелье. На полпути развалины какого-то дома и колодец, которые в летнее время местное население использует для выпаса овец и ночевки. От них шла чудесная горная дорога, по которой спокойно можно было передвигаться на лошадке.
Очень уставшие, добрались до нашего отеля, а там нас встретили угарным газом. Как оказалось, травили не нас, просто они не умели растапливать камины. Один небольшой совет: осматривайте ваши ложа в лесу, мы нашли клещей на себе. Одного Дима, одного я. Душ с горячей водой помог нам взбодриться. Турок-немец-повар приготовил неплохой обед из баранины. Быстро перекусив и заев все нашими сладостями, легли спать. Заснули мгновенно – только коснувшись подушки головой. И уже кукареку – это местный петух будил нас в пять утра лучше любого будильника, причем еще и кукарекал гад почти без перерыва до шести утра. Быстрый завтрак, и через 30 минут мы на месте. Вся вчерашняя группа уже там и радостно сообщила, что козерог тоже на месте. Начали свой очередной подъем, ножки немного гудели после вчерашнего, но ничего, идти можно. В самом начале откололся один гид – немного приболел, поэтому его вещи распределили на всех. Кто охотился в горах, тот знает, что значат каждые лишние 100 граммов. Где-то через час нам пришлось изменить маршрут, так как по пути находились самки. Ушли немного вправо и попали в очень непростой скальный подъем. Дима назвал это охотой с элементами альпинизма.
Надо честно признаться, что такого сложного подъема за мою охотничью карьеру у меня еще не было. Приходилось и ползти на карачках, и просто по отвесной скале проходить по узкому карнизу, а внизу пропасть. У тебя еще ружье или рюкзак, в общем, ощущения не из приятных. Преодолели скалы, облегченно вздохнули, и остальная часть пути показалась детским лепетом. Потом проводники признались, что немного ошиблись с дорогой, но обратного пути не было, и что мы, мол, молодцы, потому что пошли. Иначе они не знали бы, как нас спустить обратно. Козлов мы застали практически на том же месте. Наш, как всегда, скрывался в деревьях. Прождали два часа, и наконец-то он показался метров в четырехстах. Мы уже были готовы, и я быстро выстрелил – все стадо в секунду исчезло из вида. Я понял, что допустил чистый промах – забыл сделать поправку на ветер, а он к этому времени уже достигал 20 метров в секунду. Расстроился ужасно, но проводники не раскисли, а все дружно с биноклями и телескопами перебежали на другой склон и стали наблюдать за противоположными горами. Там, по их мнению, должны были появиться наши козероги. И где-то минут через 40 мы их действительно увидели, но как же далеко… В телескоп они выглядели просто маленькими букашками на фоне горы.
Проводники спокойно развели костер и стали перекусывать, оставив одного человека наблюдать за козерогами. Я спросил, какой у нас план. Они ответили, что если козероги пойдут вверх, то перевалят через гору, и тогда идем домой, а если останутся на той высоте, на которой находятся, то будем вырабатывать план. Перекусив чем Бог послал (маслины, хлеб, сыр, тунец в банках), продолжили наблюдение за козерогами, и уже через 40 минут стало понятно, что нам повезло – они остались на той же высоте и передвигаются не спеша по склону влево. При этом кормятся, что говорит о том, что после выстрела они уже успокоились. Тут же у проводников созрел план. Нужно быстренько пробежать около 5 км вверх-вниз по горам (два с половиной часа) и зайти им спереди. Мы с Димой переглянулись – веселенькая перспектива, но делать нечего, сам накосячил, надо исправлять.
Описывать наши мучения долго не буду, но были и снег, и ручьи, и завалы. В общем, все как в горах. В конце еще ветер чуть нас не предал, стал дуть прямо в сторону козлов. Были близки к провалу, но решили проблему. Решили зайти на гору и подняться выше, чтобы ветер шел выше козлов, что нам и удалось. Вышли прямо на них через ущелье, и вот дистанция 400 м. Все стадо в сборе, а наш красавец еще и лежит под деревом, отдыхает. Я грешным делом, хоть и знаю, что в лежачих зверей стрелять не принято, не удержался – так он меня уже замучил своим поведением. Попал в цель, но немного сдуло вправо, и попадание, видимо, пришлось по животу. Козерог отбежал десять метров и встал. Выстрелил еще раз (при сильном порыве) и перебил две задние ноги. Козел залег. Все проводники прыгали и радовались, как дети. Обнимались и со мной и с Димой. У меня самого было ликование в душе. Я сделал это!
Потом они попросили добрать его и выставили даже свои видеокамеры (как оказалось, у гидов они есть всегда с собой для отчетности перед начальством). А у меня осталось всего два патрона, и надо было не оплошать. Собрав всю волю в кулак, тщательно прицелился, выстрелил – и козел очень красиво рухнул вниз. Вершины гор еще раз огласились радостными криками. Чувства переполняли всех. Дима сказал, что это одна из самых интересных и сложных охот в его жизни. Я подтвердил, что для меня она тоже была нелегкой, но очень интересной и увлекательной.
Потом спустились вниз, и трое проводников пошли доставать козла. Мы развели с Димой и главным проводником Джегаром костер и перекусили. Вскоре послышались радостные крики, и мы пошли навстречу. Козел оказался очень неплохим – 134 см (а обещали 142), трудовым – а это одна из самых главных причин, по которой запоминаешь свой трофей. Фотосессия, причем больше снимались с козлом егеря, чем мы. Они снимали и на камеру, и на телефоны, и фотоаппараты. Пока этим занимались, к нам в гости спустился вечер, но какой, с дождем и снегом. Егеря как можно быстрее разделали тушу и даже попытались утащить ее целиком, но, слава Богу, не хватило рук, и они подвесили ее до завтрашнего утра на дереве. Наконец выдвинулись в сторону дома, дорога, надо сказать, была ужасной. Камни намокли, снег, дождь, да еще полная темнота, хорошо хоть были фонарики, а у кого не было, подсвечивали себе путь телефонами. Кто бывал в горах, знает, что такое ночной спуск в таких погодных условиях. Хоть было и тяжело, но на душе очень радостно. За счет этого возвращение не оказалось утомительным.
Через два часа мы оказались на лесной стоянке и в заброшенном шалаше нашли костер и еще двух проводников. Они нас ждали, чтобы помочь. Нас попоили чаем, и, немного обогревшись, двинулись в сторону дома, что заняло еще два часа. Но дорога была уже знакомой по вчерашнему дню и довольно-таки удобной. Вскоре были на месте, где нас встречала оставшаяся группа проводников. Опять поздравления, у нас завалялась бутылочка водки, и, по русской традиции, обмыли трофей вместе с нашими новыми друзьями. Потом была раздача чаевых. Без них они дальше работать не будут и, если ты о них забудешь, обязательно напомнят. Но надо признать, что отрабатывают они их на все 100 процентов.
Вернувшись в отель, быстро залезли под теплый душ. После такого зимнего похода это было просто счастье. Слава Богу, успели домыться, так как непогода усилилась, молнии стали блистать все чаще, и одна ударила совсем рядом. Отключился свет, так что ужинали уже при свечах, что было довольно-таки романтично. Поблагодарив радушных хозяев, в 23.00 выехали в Анталию. До нее было почти 140 км, а у нас с утра рейс на Москву. Дорога дня нас прошла незаметно – проспали, но водителю пришлось очень тяжело, ночь, сильный дождь со снегом, гололед. А наутро, вы не поверите, открыли шторы на окнах, а на улице светило яркое солнышко, в небе ни облачка, бирюзовое море, полный штиль, и еще корабли по морю ходят. После вчерашнего – разительный контраст. Вот она, охота – такая штука!

Оставить комментарий