Пуще неволи

Социокультурные аспекты охоты РедакцияКомментировать

Леонид Сонин

Можно по-разному относиться к людям увлеченным охотой. Понимать или не понимать их. Сочувствовать им или терпеть, как сочувствуют или терпят близкие причуды больных родственников. Можно относиться к ним с враждебной нетерпимостью, не признавая их права на занятие охотой. Но одно можно сказать однозначно, увлеченные этой страстью – счастливые люди. И никакие доводы противников охоты не заставят их от неё отказаться.
Да и так ли убедительны эти доводы? Действительно ли они звучат из уст людей всерьез озабоченных судьбой братьев наших меньших? Вопросы такие возникают не случайно. Общаясь с противниками охоты, наблюдая их публичные заявления, слишком часто в итоге возникает ощущение, что в основе этого протеста лежит или невежество, или желание пошуметь, так сказать ради шума и возможности покрасоваться, или обычный бизнес, способ которым эти люди выманивают деньги у международных природозащитных организаций. И если последних убеждать в том, что их категоричность не имеет оснований, бессмысленно, то с теми, у кого мнение об охоте и охотниках возникает в результате недостоверных, поверхностных, а то и вовсе подтасованных сведений  вполне можно говорить. Ведь доходит до смешного. Подавляющее большинство гуманистов по-прежнему носить обувь и одежды из натуральной кожи, шубы из меха диких животных, едят мясопродукты из выращиваемых и умерщляемых, что бы эти мясопродукты были, животных. Если рассуждать о вреде охоты подобно им то, следуя логике легко прийти к выводу, что и домашние животные, и рыбы и растительность, и все остальное так или иначе лишаемое жизни человеком и используемое им для своих целей имеет ни чуть не меньше прав на жизнь чем сам человек. А, говорящие о загубленных охотниками душах, наверное, и вовсе не знают, что душой Богом наделен только человек и что церковь благосклонно относится к охоте, как к одному из промыслов человека созданного по подобию бога. Что жизнь человека всегда, хотим мы этого или не хотим, поддерживается “…за счет других жизней”.
И, тем не менее, почему же люди до сих пор охотятся. Если обратиться вглубь истории, то там все понятно. С момента зарождения человечества занятие охотой было тем, что обеспечивало ему саму возможность жизни и выживания. Позднее для тех, у кого не было необходимости  добывать себе и своим семьям пропитание охотой, она была способом сохранения себя в активном, боеспособном состоянии. Испытанием духа и тела, как по сложности, риску, так и физическим нагрузкам приближавшемуся к военным действиям. Не говоря уже о том, что при этом, охота была и остается увлекательнейшим, целиком захватывающим человека занятием. И охотники, говоря сегодняшним языком молодежи, самые настоящие адреналинщики.
Основной аргумент самых противников охоты, говорящих, что охота это убийство ради удовольствия настолько далек от истины, что даже при понимании того, что часть этих людей просто отрабатывает деньги, (как фонд “Центр охраны дикой природы” получивший гранд от фонда МакАртуров на разработку “…научного обоснования закрытия весенней охоты в России”), возникают серьезные сомнения в их психическом здоровье. Ну в самом деле как человек отдающий отчет в том что он говорит может заявлять, что охотники получают удовольствие от “… садистское удовольствие от убийства и страдания дичи”, или то что “Охота и её философия это клиническая патология”. А ведь один из “защитников природы” заявивший такое представляет экологокультурный центр, другой преподает студентам в учебном заведении. Что знают эти люди о культуре и традициях охоты, как люди с такой нетерпимостью и нежеланием слушать и понимать людей с отличным от их. мировоззрением могут  вообще что либо преподавать?
По мнению других менее агрессивных противников охоты, человек цивилизованный на нынешнем этапе развития, вполне может вполне обойтись и без неё. Наверное, может. Как может и род свой продолжать без любви и влечения к существам противоположного пола. Ведь если следовать этой логике, то и  размножаются современные люди как-то не цивилизовано, как животные. И, наверное, природа не зря заложила в человека и эту страсть и удовольствие получаемое при её удовлетворении, что бы не иссякла тяга человеков друг к другу и мог продолжаться их род.
Охота – тоже страсть, заложенная в человека природой. Кто знает, что будет конкретно с ним и со всем человечеством завтра? Куда заведет нас спираль эволюции или цепь трагических случайностей? Достаточно малейшего нарушения баланса в окружающем нас мире, что бы он, мягко говоря, очень сильно изменился. Возможно, благодаря тому, что человечество не утратило охотничьего инстинкта и мастерства оно сможет вновь сохранить себя. То,  как обычный городской человек способен  к сосуществованию с дикой природой было весьма наглядно продемонстрировано, в телепередаче «Последний герой». И это в тепличных, можно сказать райских условиях южных морей и островов. Где ни будь на севере России, это шоу закончилось бы печальным итогом, очень быстро. Там, только наличие в команде человека способного выживать вне цивилизации и научить этому других могло бы помочь избежать трагедии. Да и не проходят в наших  широтах, где человеку, что бы противостоять холоду, необходима калорийная пища и теплые одежды, причуды с диетическим питанием и синтетическими заменителями меха. Поэтому, нравится это кому-то или не нравится, наверное, придется смириться с тем, что люди до сих пор занимаются охотой.
Для людей увлеченных охотой это целый мир, со своей историей, традициями, этикой. Хотя есть и другие. Я не стал бы относить к охотникам ни хапуг с ружьями, занимающихся браконьерством, ни людей выбирающихся на природу раз, два в год, что бы упиться да пострелять по пустым бутылкам. Хотя формально и те и другие то же охотники. А еще, в России, достаточно отъехать от столицы на сотню другую километров, что бы понять, что охота в ней сегодня, наряду с рыбалкой и собирательством, то, что. как и тысячелетия назад, помогает людям выживать, в условиях почти полного отсутствия какой либо работы и зарплаты. И соизмерив эту их необходимость с теми просторами, на которых нет этой работы и зарплаты, не трудно прийти к выводу, что для этих людей возможность заниматься охотой пока еще настоящая необходимость.
А удовольствие человек увлеченный охотой получает вовсе не от убийства. Да и не назовет никогда настоящий охотник охоту этим словом. Ни с чем не соизмеримое удовольствие приносит азарт процесса охоты, дающий возможность почувствовать себя не вершиной мироздания, а частью природы. Осознание того, что ты можешь соперничать с существами, в совершенстве приспособленными к существованию в мире дикой природы. Что ты, порой преодолевая  немыслимые трудности, можешь выжить, живя по её законам и в гармонии с ней. Огромное удовольствие в процессе охоты доставляет возможность видеть всю красоту окружающего нас мира, впитывать её всем свои существом. А человека современного еще и заставляет активно двигаться, давая ему те необходимые нагрузки, от которых его все больше и больше избавляет цивилизация. Здесь те, кто дома редко может заставить себя сделать, скажем, утреннею зарядку,  увлеченные охотой, способны переносить нагрузки соизмеримые разве что с нагрузками спецназа.
Современные охотники не уничтожают природу. Они берут у неё малую часть, сохраняя баланс обитающих в ней животных и возможность их полного воспроизводства. Более того, благодаря именно охотникам, а не противникам охоты сохранены и преумножены многие виды животных стоявших еще недавно, на грани полного исчезновения. Это произошло и происходит благодаря их инициативе и в некоторых случаях совместно с Всемирным фондом дикой природы и другими природоохранными организациями. В ряду таких животных слоны и носороги южной Африки, а в России,  тигр, гималайский медведь, овцебык.  Наиболее инициативная и деятельная в сохранении и преумножении природного многообразия диких животных часть охотников это охотники за трофеями. В России самая организованная их часть это московский Охотничий клуб «Сафари». Охотники этого клуба инициируют и поддерживают, в том числе и материально, создание природных охраняемых территорий,  цивилизованных охотничьих хозяйств, ставят в средствах массовой информации вопросы и предлагают пути решения проблем существующих в сохранение тех или иных видов диких животных. Как это не парадоксально на первый взгляд, но именно их платежеспособный спрос на охоту,  инициирует на местах по всему миру, действенную охрану охотничьих животных от браконьерства, другие мероприятия по обеспечению стабильного существования тех или иных популяций диких животных. Кроме того, это же дает работу местным охотникам, исключая последних из числа потенциальных браконьеров. Сегодня существуют целые страны, чья экономика целиком держится на организации охотничьих туров и экологического туризма. В России, к сожалению пока не пришли к пониманию того, что наше главное достояние не сырье, запасы которого не бесконечны, а наша дикая природа. И разумное хозяйствование в этой сфере один из самых эффективных способов использования этого достояния. А говорить о запрете охоты в России бессмысленно и бесполезно. Те, кто не может без этого жить, все равно будет охотиться. Охота для них действительно пуще неволи.

Оставить комментарий