Автор Михаил Шукис
С тех пор, как Африка стала для европейцев охотничьей Меккой, ведутся споры, какое из африканских животных наиболее опасно для охотника. Главным образом, дискуссии касаются представителей Большой Пятёрки: буйвола, слона, носорога и двух больших кошек – льва и леопарда. За последние 100 лет немало было написано на эту волнующую тему.
Вряд ли найдётся много охотников-любителей, способных компетентно рассуждать об этом. Я знаком с парнем, который добыл 13 буйволов, и знаю одного, взявшего 8 слонов. Но даже подобные достижения (заслуживающие уважения) опытом назвать нельзя, это лишь впечатления, хотя и довольно богатые. Поэтому я решил обратиться за ответом к профессионалам, тем, для кого охота на опасного зверя является ежедневной работой. И, на удивление, даже профессиональные охотники отвечают по-разному.
Невозможно абсолютно точно и однозначно определить, кто из выше перечисленных животных наиболее опасен, поскольку ответ будет зависеть от ряда факторов. Но многие заслуженные профессионалы сходятся в одном: чтобы получить более или менее правильный ответ, надо учитывать, по крайней мере, три момента.
Во-первых, окружающую среду и рельеф местности, где проходит охота. Одно и то же животное, настигнутое в густых зарослях и на открытом пространстве, ведёт себя совершенно по-разному. Буйвол, например, на открытом пространстве представляет собой несложную мишень. Охота же на это животное в густых зарослях, где видимость редко превышает 3-5 метров, более трудна и опасна. То же самое можно сказать и об охоте на льва в похожих обстоятельствах.
Второй важный момент – опыт охотника. Мы будем считать, что наш среднестатистический охотник обладает достаточным опытом, использует соответствующие патроны, снаряжённые качественными пулями. Охотники, не имеющие достаточно практики, с поверхностными знаниями об оружии и патронах, могут наделать ошибок, которые способны стать причиной возникновения потенциально опасных, но совсем необязательных ситуаций.
Третий фактор – метод охоты. Предположим, что охота ведётся по-честному (на своих двоих), с соблюдением законов и правил спортивной охоты, а не с крыши автомобиля, где опасность практически отсутствует.
Кроме этих главных моментов, следует помнить, что очень редко животные ведут себя одинаково. Их агрессивность может зависеть от степени браконьерской активности в районе. Там, где животные редко слышат выстрел, они менее агрессивны.
В местах же, где животные находятся под постоянным давлением, инстинкт самосохранения заставляет их яростно реагировать на угрозу. Хорошим примером может служить охота на буйвола в Танзании. На северо-востоке страны – в Масаилэнде – охота на буйволов активно ведётся вот уже почти 100 лет, в результате местные буйволы обладают крайней несдержанностью и весьма агрессивны. По характеру они значительно отличаются от своих собратьев с юга страны (например, из резервата имени Фредерика Селу), которые обычно стараются избегать конфликтов с людьми.
Даже будучи раненными, они, как правило, пытаются уйти, лишь в крайнем случае прибегают к активной обороне. Даже по статистике именно из концессий, расположенных на этой территории, поступает наибольшее количество сборов за потерянных подранков. Современным охотникам на представителей Большой Пятёрки сильно повезло. Примерно в середине 80-х годов прошлого столетия началась настоящая революция в “пульном” деле, а точнее, в конструкции охотничьей пули. В итоге охотники пожинают плоды небывалого прогресса. Современные пули по многим параметрам превосходят всё, что производилось за предыдущие 90 лет.
Экспансивные пули стали обладать более высокой проникающей способностью и сохранять при этом до 95% своей первоначальной массы. А все современные солиды (неэкспансивные пули) могут ломать самые крепкие кости, не меняя свою форму и не отклоняясь от заданного курса.
Лучшими из экспансивных считаются Swift A-Frame, Barnes X, Nosler Partition, Trophy Bonded Bear Claw, A-Square Dead Tough. Среди солидов надёжными признаны Woodleigh, Trophy Bonded Sledgehammer и Hornady. Это означает, что пуля гораздо реже становится причиной неудачи на охоте, что в свою очередь уменьшает риск при столкновении с опасными животными. Если бы охотники прошлого, такие как Селу, Стиганд, Нойман, Тэйлор и другие, имели в своём распоряжении современные пули, то их рассказы о встречах со страшными животными сильно бы отличались от тех, что они донесли до нас в своих мемуарах.
Учитывая всё выше сказанное, подавляющее большинство профессионалов высказалось за то, чтобы фактор относительной опасности каждого представителя Большой Пятёрки рассматривался с двух сторон: с точки зрения трудности остановить животное в момент нападения и способности этого животного убить охотника при контакте.
Лев и Леопард
Обе большие африканские кошки – чрезвычайно мощные и сильные для своих размеров. Но убить их совсем несложно, если направить пулю в нужное место. Их природная застенчивость по отношению к людям может исчезнуть в одно мгновение, если они ранены; в этом случае перед охотником неожиданно возникает крайне неприятная задача. Всем известно, что раненные лев или леопард представляют очень серьёзную опасность, особенно в густом буше или высокой траве. В подобных обстоятельствах охотнику потребуются всё его мастерство, желание и дух, чтобы успешно противостоять нападению.
По свидетельству людей, зарабатывающих себе этим на хлеб, остановить нападение любой из больших кошек не представляет особых сложностей, если дело происходит на открытом пространстве. Всякая хорошая экспансивная пуля массой от 200 до 400 гран способна остановить и льва и леопарда. Но предотвратить нападение этих животных в условиях густой растительности – совершенно другое дело. Лев, леопард обычно слышат подход охотника и могут с абсолютной точностью определить его положение, причём обе кошки способны на молниеносное нападение.
В таких ситуациях охотник должен быть быстр и точен как в движениях, так и стрельбе. К тому же во многих же случаях есть время только на один выстрел. Но когда происходит непредвиденное и нападение остановить не удаётся, повреждения, которые лев может причинить попавшему к нему в лапы, просто ужасны. Нападения льва смертельны примерно в 80% всех случаев по следующим причинам: вес животного (часто за 200 кг), необычайная мощь, большие клыки, когти и необыкновенная ярость в момент атаки. Леопард гораздо меньше льва; средний вес крупного самца 60 – 80 кг. Однако и эта кошка способна причинить своей жертве серьёзные увечья, отправить надолго в больничную палату и сделать кандидатом на пластическую операцию. Но столкновения человека с леопардом редко заканчиваются смертельным исходом для первого.
Не возникает никакого сомнения, что лев и леопард при ранении являются крайне опасными животными, но, по опыту профессионалов, обе кошки предпочтут бегство, если есть шанс. Представление о том, что оба животных будут стремиться к конфронтации, основано на фантазиях.
Большинство профессионалов предпочитают пользоваться крупнокалиберной винтовкой (под .375-ый или .416-ый) при преследовании обеих кошек. В общем, правильно, здесь чем больше, тем лучше. Хотя, некоторые охотники, преследуя леопарда, используют дробовики и крупную картечь. Ну а мне кажется, что лучшего оружия, нежели лёгкие вилы на коротком древке, для подобных ситуаций трудно найти.
Слон
С громадными размерами, неизмеримой силой и способностью стойко переносить раны, он потенциально опасный и грозный противник. Нападение слона – серьёзное испытание для охотника. К счастью, тяжёлая пуля (и чем тяжелее, тем лучше), направленная в череп, может либо убить слона, либо на мгновение остановить, или заставить его изменить направление движения, что даст охотнику время на повторный выстрел.
Но если нападение предотвратить не удаётся и слон догоняет охотника, то в 90% случаев охотник погибает. Человеку очень трудно пережить гнев разъярённого слона, да и останки ещё поискать придётся. Все без исключения профессиональные охотники соглашаются в одном: в наши дни использовать для охоты на слона винтовки под лёгкие патроны равносильно безумию. Минимум – .375 H&H, но чем больше, тем лучше. И, естественно, на слонов охотятся только с неэкспансивными пулями. Непререкаемой репутацией среди охотников на слонов пользуются солиды австралийской компании Woodleigh и американской Trophy Bonded. Изготавливаются они по традиционному рецепту: толстая оболочка и свинцовый сердечник. Этими пулями шведская фирма Norma и американская Federal снаряжают патроны для охоты в Африке.
Все, кому предстоит охота на слона, мечтают о том самом выстреле в череп, после которого задние ноги слона подгибаются, хобот взлетает к небесам, и великан рушится на колени, часто умирая в такой позе. Это самый эффектный и эффективный выстрел по слону, но и более рискованный, нежели выстрел по сердцу/лёгким. Мозг представляет собой очень маленькую мишень, и промахнуться совсем уж легко. Профессионалы рекомендуют не рисковать, чтобы случайно не создать перенасыщенную движениями ситуацию и не ранить или потерять драгоценное животное. Тони Сачес-Арино (профессиональный охотник с 58-летним стажем работы в 23 странах, на личном счету которого 1303 слона, 339 львов, 165 леопардов, 2083 буйвола и 127 чёрных носорогов) рекомендует выстрел по сердцу/лёгким до тех пор, пока у охотника не наберётся 50 трофеев. Старик строг, но знает, о чём говорит.
Буйвол
Из всех членов Большой Пятёрки буйвол наиболее распространён и многочислен. И естественно на него больше всего и охотятся, как местные, так и приезжие охотники. К тому же у него самая дурная репутация. Отчасти она основана на данных о старинных охотах в те далёкие времена, когда охотникам часто приходилось вступать в “близкие” отношения с буйволом, имея оружие, несоответствующее ситуации, или некачественные патроны.
В наши дни теоретический шанс столкновения с буйволом гораздо выше, чем с любым другим опасным животным Африки. На каждого добываемого охотниками слона и льва приходится примерно по сотне буйволов, уже поэтому увеличивается средний уровень риска. Ну и, конечно, разные территории отличаются друг от друга по самым разным параметрам.
Буйвол – сильное и выносливое животное. Когда раздражённый самец принимает решение атаковать, никакая сила не собьёт его с курса. Буйвол может “глотать” пули как витамины. Все признают, что остановить атаку буйвола совсем не простое дело. Только точный выстрел, способный обездвижить буйвола, прекращает нападение.
Если же атаку остановить не удаётся, то у охотника есть около 70% шансов отправиться в лучший мир. Как и многие другие опасные животные, буйвол нападает в тех случаях, когда его назойливо преследуют и у него лопается терпение, или когда его лишают путей к отступлению. Но известно достаточно примеров неспровоцированных нападений.
Все соглашаются, что буйвол заслуживает мощного оружия. Как и в случае со слоном: чем больше, тем лучше, но не меньше .375-го.
Носорог
Современные охотники могут только мечтать об охоте на чёрного носорога, поскольку она возможна лишь в ЮАР и Намибии, а количество выдаваемых лицензий на пальцах одной руки можно пересчитать, и…стоит такая охота очень “неприличных” денег.
Старые охотники вспоминают, что их даже веселили неожиданные и суматошные атаки носорогов, когда охота на них ещё была открыта в Кении, Танзании, Южной Родезии (ныне Зимбабве). альтернативой остаётся охота на белого носорога, который хоть и превосходит своего чёрного собрата в размерах, но значительно уступает в крепости характера.
Хотя белый носорог может быть весьма агрессивен, и при его плохом зрении, вспыльчивом характере, весьма внушительных размерах атака может быть очень опасной. Но тем не менее убить носорога не представляет труда.
Так кто же лидер?
Вот мы и подошли вплотную к выбору потенциально самого опасного представителя Большой Пятёрки с позиции двух охотничьих моментов.
По сложности остановить атаку:
1. Буйвол,
2. Лев,
3. Слон,
4. Леопард,
5. Носорог.
По способности убить охотника:
1. Слон – 90%,
2. Лев – 80%,
3. Буйвол – 70%,
4. Носорог – 50%,
5. Леопард – 20%.
Заключение
Охота – вид спорта, не всегда поддающийся обобщениям и формулам. У каждого охотника собственный опыт и свои примеры. Повторения крайне редки. В проведённом мною опросе на столь волнующую тему приняли участие 43 профессиональных охотника со стажем не менее 12 лет. Большинство очень кратко ответили на вопросы. Некоторые, как, например, Тони Санчес-Арино, Рауль Рамони и Лу Халламор, довольно подробно изложили свои взгляды, украсив содержательные послания яркими примерами из практики. А Грэг Мичелсон, охотник с многолетним опытом работы в Зимбабве, Замбии и Мозамбике, в жизни молчун, краткостью ответа превзошёл самого себя. Он написал: “Самый опасный зверь тот, которого не видишь”.