Автор Виктор Перерва, к.б.н.
По проблеме организации охот в вольерных хозяйствах к настоящему времени сложился консенсус среди чиновников от охоты – «нельзя». В тоже время современное российское законодательство не так однозначно. Прямого запрета на возможность отстрела содержащихся в загонах и вольерах зверей и птиц нет. Именно из-за возникших противоречий во мнениях между функционерами и охотпользователями потребовались разъяснения Генеральной прокуратуры, которые изложены в статье журнала «Охотник» № 2 2018 г. И эти разъяснения оказались не в пользу хозяйств, желающих разводить диких животных в вольерах. При отсутствии четких правовых положений по данному вопросу у чиновников имеются все основания используя свой административный ресурс запрещать охоту в вольерах, расположенных на территориях охотугодий.
В этой связи, тем организациям и частным лицам, которые все же хотели бы содержать и разводить диких животных для охоты, следует обдумать такие схемы развития своего бизнеса, чтобы вывести свое хозяйства из-под юрисдикции таких федеральных законов как «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ и «Об охоте…» от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ, а также Лесного кодекса РФ от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ. Первые два закона в своих статьях 3 и 4 указывают, что их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.
Следовательно, вольерное хозяйство должно иметь статус объекта, в котором звери и птицы содержаться в условиях неволи.
И хотя правовых документов, регламентирующих содержание животных у неволе, в современном российском законодательстве нет, но выходом из этого положения может быть тот факт, что ваше хозяйство не находится в границах охотничьих угодий, как закрепленных за конкретными охотпользователями, так и общедоступных. Для юридического оформления это статуса необходимо направить официальное письмо в региональную охотинспекцию или иной орган субъекта Федерации, ответственный за передачу земель в охотпользование, с требованием исключить Ваш земельный участок из охотничьих угодий. Следует иметь ввиду, что передавая угодья охотпользователю, государственные органы должны получить от собственника земельных участков согласие на эту правовую операцию. Если же ее не будет, то Ваш участок должен быть изъятым их состава охотугодий.
Не менее важным является то, чтобы земельный участок, на котором располагается вольер, не был зарегистрирован в лесном реестре, как относящийся к лесным землям, лесопокрытым и открытым, не важно. Это необходимо для того, чтобы избежать проблем с лесными службами. Следовательно, ваш земельный участок должен быть сельхозугодьем или землями запаса.
Таким образом, факт частной собственности на землю, на которой располагается вольер, где содержатся животные, – это гарантия того, что к Вам не придут лесники или чиновники охотинспекции со своими требованиями. Ваш земельный участок – это не «охотничьи угодья – территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства», и не «среда обитания животного мира – природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы», а значит, содержащиеся в Вашем хозяйстве на Вашей земле звери и птицы находятся в условиях неволи, и потому юрисдикция закона «Об охоте…» и закона «О животном мире» на этот объект не распространяется.
Верховенство права владельцев земли на пользование объектами животного мира, находящимися на этих участках подтверждает и Федеральный закон «О животном мире» в статье 36. Предоставление животного мира в пользование, в которой указывается, что «Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации:…собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами».
Какие же требования к содержанию животных в вольерах (не квалифицируя это в понятиях «неволя» или «полувольные условия и искусственно созданная среда обитания») выдвигаются в обоих федеральных законах на эту тему?
Так, в законе «О животном мире» статья 24 «Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира» все же регулирует отношения в сфере содержания в неволе редких видов животных, а именно: «Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации».
Таким образом, если вы пожелаете разводить животных из Красной книги на своей частной территории, то вы должны получить разрешение у федеральных органов власти. А вот содержание в неволе всех прочих видов, в том числе и охотничьих, не нуждается в согласовании с какими-либо государственными органами!
Для понимания того, на какие конкретно объекты животного мира распространяются правовые отношения, изложенные в выше приведенных федеральных законах, следует уточнить понятия «объект животного мира» и «охотничий ресурс». По закону «Об охоте…» «охотничьи ресурсы – объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты». В соответствии с федеральным законом «О животном мире» «животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации», а также, это «объект животного мира – организм животного происхождения (дикое животное)».
Таким образом, охотничьим ресурсом может именоваться только дикое животное, находящееся в состоянии естественной свободы, и которое может быть использовано в целях охоты. А значит, животные, находящиеся в вольерах и на дичефермах, как «в неволе», так и в «полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания», не являются охотничьим ресурсом. Но, если в последнем случае охотинспекция может требовать от Вас исполнения своего понимания нормативных документов, т.к. Вы с ними заключили охотсоглашение, то при содержании зверей и птиц в неволе у этих органов нет юридических оснований прийти на Вашу территорию и требовать исполнения не свойственных статусу Вашего хозяйства нормативных документов.
Следует отметить, что законодательных запретов на круглогодичную добычу животных в вольерах нет, а значит и нет юридических оснований запрещать фермерам пользоваться результатами своего труда, какие бы при этом практические и технологические способы они не выбрали. Для всех видов животного мира это право закреплено в статье 4 закона «О животном мире»: «Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
А уже «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в статья 137 уточняет, что: «к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности».