Леонид Сонин
Охотничий сезон 2004 года оказался в средней полосе не слишком успешным для охоты с подружейными собаками «по мелочи». И в первую очередь по причине отсутствия в средней полосе самого массового объекта этой охоты – перепела. Повсеместно отмечались хорошие выводки куропаток и тетеревов, но эти птицы держатся группами, а значит, можно проходить целый день, пока-то наткнешься на выводок! А не повезет – и вовсе останешься без выстрела. Другое дело перепелки – можно стрелять целый день, находя поодиночке или парами все новых и новых птиц. Не говоря уже о том удовольствии, которое многократно получаешь от работы хорошо поставленной собаки. Хотя, конечно, о вкусах не спорят. Но нам такая охота определенно нравится. Причем настолько, что, не считаясь с разного рода трудностями, мы ежегодно отправляемся с собаками на юг, в Ставропольский край. Там настоящее перепелиное «Эльдорадо». В лучшее время (а это, обычно период с 10 по 20 сентября) можно взять до полусотни штук за полтора – два часа охоты. Полтора – два, потому, что в это время года к 10 часам утра жара становится не выносимой, и собаки отказываются работать. Именно по этой причине мы в этом году перенесли наш отъезд на более поздний срок и вылетели в Минеральные Воды 30 сентября с намерением провести на этой увлекательной охоте целых 10 дней! В прошлом году пять дней охоты нам показалось мало. К слову сказать, авиакомпания «Кавминводы» в отличие от многих других компаний, разрешает брать собак с собой в салон самолета. За что мы им весьма признательны. Ведь для собаки со столь высоким интеллектом, как у легавых, заточение в клетку, а потом еще и погрузка в багажный отсек вместе с чемоданами на все время полета – несомненно, значительный стресс.
В день прилета в Минводах стояла жара 25 градусов! Мы рассчитывали на более прохладную погоду, а потому сразу несколько приуныли. Не улучшило настроение и сообщение наших друзей – местных охотников о том, что весь перепел не задолго до нашего приезда куда-то «отвалил». Но ничего, утешали нас, скоро должен подойти пролетный.
Действительно, самые худшие опасения подтвердились. На полях, где в прошлом году мы очень прилично охотились, теперь на каждый километр пройденного пути удавалось поднять только 2-3 птицы. Казалось бы, всё, за исключением необыкновенной для этого времени жары, было в полном порядке – много корма, отличные укрытия, даже излишне теплая погода. Только не было птицы. Лучшие поля точно вымерли. Такого раньше не бывало. Мы перепробовали все варианты – поля с брицей (любимая сорная трава перепелок), поля с подсолнечником, просом, суданкой, частично убранные и пока не тронутые поля. Везде было пусто! Редкие перепелки, которые попадались нам, были все молодые, еще не зажиревшие особи. От жары и пустой ходьбы собаки через пару часов выматывались так, что не могли даже самостоятельно запрыгнуть в багажник Нивы. И их приходилось поднимать на руках. Кроме того, по твердой сухой земле и жесткой колючей растительности они сильно сбивали лапы и буквально в кровь обдирали морды. Честно сказать мы вконец расстроились, и стали уже подумывать о том, что бы поменяв билеты, до срока вернуться домой.
Все разрешилось через пару дней, когда над южной частью Ставропольского края пронесся ураган с ливнями, грозами и градом. Дожди были настолько обильны, что дороги превратились в реки, с полей намыло потоки земли и ила, а град в соседнем городке Железноводске на следующее утро убирали бульдозерами! Можно представить, что стало бы с перепелами, останься они в зоне разбушевавшейся стихии на полях, где кроме травы нет другого укрытия. Очевидно птицы, предчувствовали приближение стихии и заранее, примерно за неделю до этого, покинули опасные места.
И еще три дня после урагана охоты, практически, не было. Решение вернуться в Москву окрепло. В последней надежде мы продолжали ежедневно обследовать окрестные поля. И вдруг на шестой день охоты на одном из полей совсем недалеко от дома наткнулись на высыпку перепелок. Рядом с подсолнечником на сорном поле, которое мы проверяли наряду с другими, точно такими же с виду полями, собаки вдруг одну за другой стали работать тучных, упитанных перепелок. Они поднимались поодиночке и парами, что позволяло иногда сделать красивый дуплет.
Поля на Ставрополье огромные, примерно два километра на полтора. Определив направление ветра, мы методично прочесывали одно поле, чтобы затем перейти на соседнее. Погода после урагана установилась ясная и прохладная. Охотиться можно было хоть целый день. Но перепелки попадались в достаточном количестве отчего-то только на этом, да на двух соседних полях. В других местах их по-прежнему было мало. Поэтому, покатавшись с утра по окрестностям, мы снова и снова возвращались на «наше» поле, где и охотились весьма успешно примерно до обеда. На следующий день на этом же поле перепелок снова было достаточно. Собаки работали прекрасно. Разве что только несколько горячились от обилия птицы. Некоторые более опытные перепелки сразу взлетать не хотели, а принимались бегать под покровом густой растительности, не хуже коростеля. Таких приходилось буквально вытаптывать, помогая собаке. Но были и очень красивые, дальние работы с длинной потяжкой и мертвой стойкой. Безусловно, на такой охоте и собака и охотник получает в одночасье большой опыт. Ведь в средней полосе о таком количестве встреч с птицей можно только мечтать.
Был ли это пролетный перепел, как утверждали наши гостеприимные хозяева–охотники, – не знаю. Но появился он очень во время, чтобы спасти нашу поездку от полного и окончательного провала. Ведь как бы то ни было, а охота состоялась.