Автор: Леонид Сонин
Оригинал: http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2015/02/27/643351-ohota-na-vyipuschennuyu-dich.html
Не так давно на страницах «РОГ» после значительного перерыва опять появилась статья, осуждающая охоту по выпущенной дичи. Эту публикацию Валерия Громыко «Подсадная охота» я прочитал на сайте «Охотники.ру». Потом мне позвонили, а следом написали сразу несколько человек в поисках справедливости, и я понял, что пора высказаться по этой теме.
Еще раз внимательно прочитав статью, когда она уже появилась в газете, и не найдя в ней ни логики, ни достаточно убедительной аргументации, решил автору не отвечать, а поговорить о проблеме как таковой с нашими читателями. Пусть каждый сам сделает выводы по собственному разумению.
Итак, «подсадная» охота, или охота на выпущенную специально для этого дичь. В разное время ее называли по-разному, но всегда обидно, сравнивая с «резиной», «резиновой женщиной» и даже с безалкогольным пивом. Приписывали ее организаторам и участникам разные крамольные мысли, подозревали в корыстных интересах (а как же без них!) и прочее, прочее…
Но давайте попробуем разобраться, так ли уж вредна эта охота, или, проще говоря, хорошо это или плохо?
Отвечая на этот вопрос, дорогие читатели, прежде всего хочу обратить ваше внимание на главное обстоятельство. Ведь если вдуматься (а именно к этому я вас и призываю настоящей статьей), то все это: и «резина», и «резиновая женщина», и безалкогольное пиво, и так называемая подсадная охота — все не от хорошей жизни, то есть в большинстве случаев мера вынужденная и необходимая.
Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть и понять, что с каждым днем нас, людей, становится все больше, а дичи, равно как и пригодных для ее обитания охотничьих угодий, все меньше и меньше. Разумеется, особенно остро такая ситуация складывается вблизи крупных городов, индустриальных центров. И вы сами, уважаемые читатели, сможете привести в доказательство моих слов множество примеров.
Так вот, если смотреть в будущее, то совершенно очевидно, что лучше, увы, уже не будет. Потому что природные ресурсы и поголовье диких животных (в нашем случае охотничьей дичи) не будут увеличиваться, а будут только снижаться, и особенно в местах активного расселения человека (дачи, заводы, дороги, промышленное производство и проч.).
В таких условиях искусственное разведение дичи и выпуск ее в природу, в том числе и для охоты, — это реальная возможность хоть как-то решить проблему. А потому берусь утверждать, что, нравится нам это или нет, но будущее за «подсадной» охотой. Разумеется, в рамках всего вышесказанного.
Когда-то, лет 17–18 назад, автор этих строк был первым, кто начал в Подмосковье понемногу практиковать для членов клуба охоту по выпущенному фазану. От той первой удачной охоты остались фотографии и видеофильм. Потом к фазану мы присоединили серую куропатку, а затем и перепела. И вскоре у нас появились последователи.
Частные лица и охотничьи хозяйства ненавязчиво взяли на вооружение наш первый опыт, и теперь такая охота в регионе уже не редкость. Нами тогда же (более десяти лет назад) было создано первое и, похоже, пока единственное специализированное охотничье хозяйство для охоты с подружейными собаками. Я говорю об этом к тому, что все, о чем пойдет речь ниже, не плод теоретических рассуждений, а наш практический опыт.
Теперь давайте поговорим о самой массовой и распространенной охоте на выпускную дичь — на птицу. Вот здесь очень важно разделять «подсадную» охоту, т.е. охоту на подсаженную под выстрел охотника дичь, и охоту на выпускную птицу. Разница в том, что во втором случае дичь выпускается заранее в специально подготовленные в результате биотехнии угодья. Если созданы хотя бы минимально необходимые условия, то выпущенные заранее животные даже за относительно короткий срок успевают пережить шок и отчасти приспособиться к новой среде обитания. А уж если этот срок достаточно велик, то и вовсе дичают стремительно.
Беда только в том, что, пока этот процесс одичания длится, почти половина выпущенной дичи бесследно пропадает, зато оставшаяся половина, как уже было сказано, по своему поведению мало чем отличается от своих диких собратьев и позволяет организовать на них азартную охоту.
Как и обыкновенная охота на дикую птицу, она бывает непредсказуема и не может быть гарантирована на сто процентов. Можно бить ноги целый день, а найти в итоге только пару птиц. Тут уже, как и в любой другой охоте, очень многое зависит от погодных условий, знания угодий, подготовки собаки и прочих факторов.
Вторая проблема — такую настоящую охоту по выпускной птице приемлет лишь относительно небольшая часть охотников, настоящих энтузиастов. А большинство наших городских владельцев ружей и охотничьих билетов как раз наоборот стремится к охоте гарантированной, устроенной так, чтобы ходить надо было поменьше, а стрелять побольше. При этом наличие добычи в результате совершенно обязательно.
Что ж, их тоже можно понять. Но не забудьте: таких большинство. Стало быть, причина не в алчных владельцах охотничьих хозяйств, а в самих охотниках. Ведь спрос рождает предложение. Вот потому организаторы подобных охот и стремятся в большинстве своем устраивать охоты «подсадные» или в лучшем случае комбинированные.
Не стоит забывать еще одно чрезвычайно положительное качество охоты по выпущенной дичи — ее, если можно так выразиться, отвлекающее значение. Представляете, сколько охотников с нашей помощью переключилось с охоты по дикой птице на охоту по подсадной? А разве это плохо?
Но вот чем действительно надо серьезно заниматься, так это правильным выращиванием и подготовкой выпущенной птицы. Если птица здоровая, сильная, выращена в хороших условиях и затем правильно выпущена, то и охота на нее будет отличная, потому что такая птица почти неотличима от дикой. Вот здесь как раз тем, кто занимается дичеразведением, этаким охотничьим фермерам, и нужна реальная помощь государства в виде кредитов, гарантий и льгот, как в сельском хозяйстве.
Теперь несколько слов о работе собак по выпущенной птице. Сегодня безраздельно господствует авторитетное мнение, что подружейная собака не может правильно работать по подсадной, которая, дескать, и пахнет не так, «курятником», и ведет себя неправильно, провоцируя к погонкам, и чуть ли даже не губит хорошую легавую.
Принимая во внимание авторитетность людей, высказывающих такое мнение, не стану спорить. Скажу только, что мой довольно скромный более чем двадцатилетний опыт работы это не подтверждает. Я видел, знаю, держал и держу прекрасных собак, которые отлично работают как подсадную, так и вольную дичь. Знаю и таких, которые были натасканы по подсадной, а затем получали высокие дипломы на классических состязаниях.
Скажу даже по секрету, что многие (если не все!) известные натасчики, облегчая себе работу, активно используют подсадных птиц, таких как голуби, перепела и фазаны, для обучения и натаски первопольных собак. А отсюда наберусь ответственности утверждать, что хорошей собаке, с хорошими природными задатками решительно все равно, по какому объекту работать.
Возможно, и даже наверняка, в большинстве случаев работать «подсадную» дичь окажется легче. Хотя бывают исключения, когда собака, например, никак не может найти орущего (!) выпускного перепела, а потом вдруг находит дикаря. То есть если у собаки есть «запас мастерства», то и с дикой птицей она справится с высокой степенью гарантии.
И еще одно соображение «за». Выпущенная птица, в том числе в силу своих недостатков, о которых упомянуто выше, является отличным «тренажером» для собак, причем, провоцируя, она отлично помогает отучить четвероногих от вредных привычек, таких как погонка, подача без посыла, непослушание и прочее. Это, конечно, если с собакой серьезно и регулярно заниматься.
Теперь о племенной работе. Хочу всех сразу успокоить: мне хорошо известно, что сегодня авторитетное мнение существует и на сей счет: «…нормативная документация… запрещает проводить испытания и состязания подружейных собак по подсадной птице». Хотя вот странность! По подсадной утке проводить состязания с присвоением полевых дипломов можно, а по подсадному фазану почему-то нет. Ни от одного авторитетного товарища я пока не добился убедительного ответа, почему так.
Но пусть поборники правил не беспокоятся: насколько мне известно, никто из лиц, занимающихся дичеразведением и организацией такой охоты, не строит столь далеко идущих планов. По крайней мере пока. Ведь что такое племенная работа? Это бизнес и это деньги. А у тех, кто занимается разведением птицы, бизнес совсем другой.
Но никто и ничто не сможет помешать начинающему охотнику, скажем, выбирая породу собаки или конкретного производителя, ориентироваться не на какие-то малопонятные для него цифры в оценочном листе в родословной, а на реальную, фактическую работу собаки на охоте в поле в присутствии судей и многих зрителей, пускай и по подсадной птице. Думаю, и здесь нам сейчас не надо спорить. Все рассудит время.
И наконец о первенствах и охотничьих соревнованиях с использованием выпущенной птицы. Тут действительно без подсадной не обойтись. Иначе как и где обеспечить на всех участников такое количество объектов охоты да еще в одном месте? Вещь в современных условиях абсолютно нереальная. И с этим приходится мириться.
Но подсадная птица, как уже было сказано, — это не выпускная, и отсюда неизбежные издержки, т.е. недостатки в ее поведении. Хотя это не вся птица, а только некоторая ее часть, что напрямую зависит от того, как она была выращена и подготовлена к выпуску. За много лет работы, например, наши егеря научились отбирать для таких мероприятий лучших фазанов и перепелов. Конечно, гарантия не сто процентов.
Порой случаются и досадные недоразумения. Но большая часть птицы летает отлично, исчезая за пределами видимости уже после первого подъема. В целом такого подхода достаточно для проведения соревнований по соответствующим правилам, главная задача которых действительно показать, как именно должна быть поставлена подружейная собака, как должен вести себя охотник, как между ними должно быть налажено взаимопонимание и слаженность действий и т.д.
Именно поэтому в ходе «Первенства по практической охоте с подружейными собаками» важна не работа собаки, а результат работы пары — охотника и его питомца. И правила прописаны так, что победить может только тот, кто в совершенстве освоил это непростое мастерство.
Подчеркну: мастерство практической охоты с четвероногим другом. Недаром многие победители классических состязаний не рискуют принять участие в соревнованиях «Первенства», потому что охота и состязания — вещи разные, и готовиться к ним надо по-разному. Кто сомневается, пожалуйста, приезжайте и попробуйте сами.
А потому мы совершенно убеждены, что «Первенство» — мероприятие крайне нужное и полезное хотя бы потому, что, кроме спортивного начала, это большой праздник для всех единомышленников, объединенных всепоглощающей страстью — охотой с подружейными собаками. Надеюсь, большинство читателей меня поймет.
P.S. А к охотдепартаменту действительно есть серьезные вопросы, но совершенно другого рода. В данном случае его сотрудники и руководители совершенно ни при чем.