Леонид Сонин
Когда в редакции нашего журнала меня попросили рассказать о московском Сафари-клубе для специального выпуска, посвященного клубной работе, я, признаться, задумался. Ну что нового можно добавить, когда о клубе уже много раз писали самые различные охотничьи и не охотничьи издания? Вроде бы и так уже все должно быть хорошо известно, по крайней мере, тем, кто этой темой интересуется. Но есть одна проблема. Не знаю уж, по какой причине, не буду на эту тему рассуждать, но за свои почти 20 лет существования, клуб оброс некими домыслами, на основе невероятных слухов и предположений, раздуваемых «народной молвой», и зачастую не имеющих под собой никаких реальных оснований.
Поэтому попробую еще раз рассказать о клубе «Сафари». Коротко о главном.
Оставим в стороне подробную историю возникновения клуба. Совсем недавно я уже рассказывал об этом на страницах журнала. Напомню только, что почти 20 лет назад в клубе объединились люди, активно путешествующие с охотой по нашей стране и по всему миру. С тех пор и поныне, эта особенность наших охотников является главным цементирующим материалом, главной составляющей нашего клуба.
Еще важно, что это была организация совершенно нового типа. И для того времени, и теперь. Ведь в отличие от большинства других охотничьих организаций, называющих себя клубами, московский клуб «Сафари» без малейшего преувеличения и натяжки является клубом по интересам, по букве и по духу – настоящей общественной организацией. Созданная для членов клуба она ими же и управляется. Самым главным руководящим органом, без преувеличения, выступает ежегодное собрание. А его указания, в свою очередь, в течение года уже исполняют правление и дирекция клуба. Ближе всего к нам по своему устройству стоят традиционные общества охотников. Разница лишь в том, что все они, как правило, «прикреплены» в той или иной мере к определенным охотничьим угодьям. Чего нет в Сафари-клубе, члены которого, как уже было сказано, предпринимают свои охотничьи экспедиции по всему миру, включая, впрочем, и нашу страну, стараясь попасть в самые отдаленные, или малоизвестные уголки с тем, чтобы увидеть и на себе испытать все трудности и восторг охотничьих приключений и счастье обладания редким трофеем.
От прочих «клубов», когда под это название «маскируются» коммерческие организации и туристические фирмы, московский клуб отличает то, что у него нет, и никогда не было владельца, хозяина, в интересах которого велась бы коммерческая деятельность. Все члены клуба при этом равны, и вправе претендовать на равную для каждого из них долю внимания со стороны дирекции и правления клуба. Конечно, некоторым из членов клуба, в силу возраста, например, или общественного положения, со стороны других членов в знак уважения, оказывается несколько повышенное внимание. Но эта прерогатива никогда не являлась неким обязательством. Никто из членов клуба не вправе рассчитывать на исключительное положение и приоритет. К сожалению, не все из широко известных, авторитетных личностей готовы были с этим мириться, и некоторые из них, в результате даже вынуждены были по этой причине клуб покинуть.
Так что же объединяет охотников в Сафари-клубе, почему люди испытывают желание быть вместе, общаться в пределах клуба? На мой взгляд, это, прежде всего, сложившийся в клубе коллектив единомышленников, объединенных общими интересами, общими духовными ценностями, если хотите, на фоне острой необходимости общения с «себе подобными». Очень хорошо на эту тему сказал однажды один из членов клуба.
«- Ну, поехал я, допустим, в дальнюю страну, в трудную, или даже чуть-чуть опасную охотничью экспедицию. Добыл хороший трофей. Может быть, ради этого даже немного рисковал, преодолевая реальные трудности. Потратил прилично денег, чтобы все проблемы решить. И вот вернулся.
Ну, рассказал я обо всем, об этом жене. Рассказал соседу. Секретарше на работе рассказал. Еще кому нибудь. Но ведь все они смотрят на меня, как на …чудака, с сожалением. Ахают, качают головой. Но понять меня они не в состоянии.
Совсем другое наслаждение рассказать обо всем товарищам по клубу, похвастать и получить заслуженную оценку, увидеть зависть и восхищение в их глазах. И тут же поделиться опытом, с теми, кто собирается по твоим стопам. Или лучше вместе запланировать новую поездку. Вот для чего мне нужен клуб!»
Специально для такого «обмена впечатлениями» в клубе существуют дни общего сбора – клубные дни. Есть и другие коллективные мероприятия, в том числе и коллективные охоты – на копытных, на птицу, на зайцев, лисиц и проч. Главное, что цель на таких охотах – не трофей, а дружеское общение, неизмеримо восхитительная атмосфера охотничьего братства здорового охотничьего коллектива, когда один за всех и все как один.
Кроме того, такие мероприятия еще служат определенным фильтром, где отсеиваются люди, не умеющие себя вести в коллективе, но имеющие серьезные недостатки, например, воспитания, или практику неумеренного потребления алкоголя. Так в клубе формируется атмосфера приятного общения с приятными людьми. А это главная наша задача.
Со временем среди членов клуба возникли настоящие дружеские отношения, а иногда и деловые, партнерские связи в бизнесе. В любом случае абсолютное большинство членов клуба всегда готовы прийти друг другу на помощь и советом и делом. А в случае необходимости, объединив усилия, использовать необходимые связи для решения острых вопросов.
После дружеского общения на второе место в качестве цементирующей основы клуба я поставил бы информационное обеспечение.
Дело в том, что, увлекаясь охотой за трофеями и охотничьими путешествиями, члены клуба, как и большинство остальных охотников, всегда стоят перед выбором – куда поехать, кому доверить организацию своего очередного путешествия, да так чтобы не потратить время впустую, и где взять достойных напарников для такого дела. Проще и надежней всего почерпнуть такую информацию в клубной базе данных. Формируется она всеми доступными способами. Конечно, первично информация берется из Интернет, или с различных охотничьих выставок, где материал собирается год за годом штатными сотрудниками дирекции клуба. Потом такая информация анализируется, проверяется. Организуются тестовые поездки. Но главное, это те впечатления и отзывы, которые привозят в клуб сами члены клуба из разных уголков света. И, поверьте, – за два десятка лет, удалось накопить в этом немалый опыт, собрать исключительно достоверную информацию, которая к тому же еще и постоянно обновляется, пополняясь все новыми и новыми ценными сведениями. Причем, заметьте, в отличие от предложений, например аутфитерских компаний, продающих охоту, у клуба, по понятным причинам, нет никакой материальной либо иной заинтересованности «всучить» своим членам некачественный продукт в виде очередного охотничьего тура. Что, к сожалению, в других случаях время от времени происходит. А поэтому в клубе всегда можно навести справки и получить объективные отзывы об охоте с той или иной компанией, в том или ином охотничьем хозяйстве.
Самую свежую, текущую информацию все члены клуба получают по электронной почте, или непосредственно по телефону. Уже не говоря о том, что любой член клуба может воспользоваться наработанными связями для решения практически любого вопроса, связанного с занятием охотой, от оформления документов, до обработки и регистрации охотничьих трофеев.
Последнее тоже немаловажно для каждого охотника. Ведь в результате активных путешествий у членов клуба собирается чрезвычайно интересная, практически бесценная коллекция трофеев со всего мира. И эти трофеи надо не только обработать и правильно оформить, но можно и нужно показывать, а лучшие из них – отмечать. Ведь не для того же наши охотники тратят столько сил и средств, чтобы спрятать свои великолепные трофеи в доме или квартире! И эту задачу тоже решают в клубе. С 2000 года клуб первый и единственный в России издает Книгу трофеев своих членов, а с 2010 года Книгу учета всех трофеев, добытых на территории нашей страны. Некоторые из лучших трофеев можно увидеть на охотничьих выставках на стенде клуба.
Так как, согласно нашим принципам, каждый из членов клуба вправе рассчитывать на индивидуальный подход и свою долю внимания, понятно, что членов в клубе не может быть слишком много. Наш опыт показал, что для полноценной работы число наших охотников не должно превышать ста человек. Иначе сложится ситуация, подобная той, что мы имеем сейчас в обществах охотников, где сотни, а то и тысячи членов платят свои взносы, зачастую без реальной надежды на серьезную охоту или реальную помощь в её организации. Но для того, чтобы содержать организацию, взносы приходится платить. И понятно, что чем меньше членов в клубе, тем эти взносы выше. В силу этой осознанной необходимости, вероятно, и родилась легенда об элитности, исключительности клуба «Сафари». И о том, что вступить в клуб не только очень дорого, но и, практически, невозможно.
И то и другое не соответствует действительности. В клубе ежегодно есть несколько мест для вступления новых членов, а размер взносов ежегодно определяется решением общего собрания в зависимости от принимаемой программы работы клуба на текущий год, и вполне сопоставим со стоимостью одной охоты на лося в приличном охотничьем хозяйстве.
Помимо внутриклубной работы московский клуб «Сафари» известен как первооткрыватель, инициатор ряда программ по развитию охоты в нашей стране. Кроме трофейного дела, это турниры по варминтингу, соревнования по практической охоте с подружейными собаками, загонные охоты на фазанов, состязания подсадных уток и некоторые другие.
Быть может, поэтому логотип клуба, его клубная символика хорошо известна не только у нас в стране, но и за рубежом. А члены клуба, надо признать без ложной скромности, в большинстве своем оказываются заметно более подготовленными, более информированными да и более опытными охотниками, по сравнению с абсолютным большинством своих российских товарищей. И пусть они не обижаются, – это чистая правда!