Автор: Леонид Сонин
Известно ли российским охотникам, что за рубежом продукция охоты, как правило, охотникам, ее добывшим, не принадлежит? Наши зарубежные коллеги по увлечению, получая в том или ином виде разрешение на охоту, приобретают только «право на выстрел». Добывшему охотничий трофей, обычно, принадлежит только ливер да собственно трофейная часть добычи – голова с рогами, клыками и т.п. Чтобы получить в собственность мясо дичи, приходится его дополнительно оплачивать в расчете за килограмм или за голову (тушку), если речь идет о мелкой дичи.
Правда, надо признать, что такое положение не особо расстраивает тамошних охотников, так как желающих получить мясо с охоты не много. Причин тому несколько. Это и сложившийся менталитет зарубежных охотников, и опасение подхватить какую-нибудь заразу, паразитов или болезни, переносчиками которых, как известно, часто являются дикие животные, традиции питания проверенными высококачественными продуктами, а то и полуфабрикатами, и многое другое. Да и приготовить дикое мясо – еще надо суметь. Не всем хочется этим заниматься. Но как бы то ни было, при высокой численности охотничьих животных и довольно высокой их добыче, например в Европе, продукция охоты, собственно, мясо в итоге принадлежит государству.
Для того, чтобы переработать всю эту массу создаются специальные предприятия, приводящие продукцию охоты в товарный вид и поставляющие ее на потребительский рынок. На одном из таких предприятий нам, как представителям Московского охотничьего клуба «Сафари», удалось побывать во время деловой поездки по государственным охотничьим хозяйствам Венгрии. Цех по переработке мяса дичи нам показали в госохотхозяйстве Вадекс, неподалеку от центральной усадьбы в селении Шапоньи. Это предприятие, которое является несомненной гордостью охотхозяйства, работает уже много лет и обслуживает не только свое собственное охотничье образование, но еще и группу других хозяйств, откуда в рефрижераторах регулярно свозят в Шапонью продукцию охоты.
Раньше это были копытные и птица. В последнее время птицы стало меньше, поэтому, в основном, поступают туши кабанов, оленей, косуль. Прежде всего, на месте охоты после отстрела производится первичная разделка туши — удаляются внутренности, спускается кровь. Тут же отбираются необходимые ветеринарно-санитарные пробы для дальнейшего анализа. Чтобы мясо не пачкалось, туша остается в шкуре. К каждой в прорезь сухожилия задней ноги крепится специальная пластиковая табличка – выполняющая функцию нашей лицензии, с персональным номером и штрих кодом. На табличке отмечается, кто, где, когда, на каком основании произвел отстрел животного. Обнаружение туши без такой таблички – криминал и прецедент незаконной добычи.
Туши накапливаются в холодильнике, а потом специальным транспортом доставляются в цех по переработке. Дальше весь процесс так организован, чтобы максимально облегчить труд человека, а лучше и вовсе свести его к минимуму. Прямо из кузова рефрижератора туши на тех же крюках попадают на специальную автоматизированную линию, по которой затем продвигаются до самого конца.
В начале этого пути компьютер считывает с каждой бирки-лицензии всю необходимую информацию и регистрирует все на жестком диске. Затем конвейер доставляет тушу в обдирочный цех. Здесь установлены специальные машины, которые состоят из двух частей – станины с двумя роликами и подвижной площадки, которая может двигаться вверх и вниз вместе с находящимся на ней рабочим. Туша закрепляется на верхнем валу, а шкура, предварительно подрезанная в нужных местах, специальными крючьями стягивается вниз, постепенно наматываясь на нижний вал. Рабочий, поднимаясь или опускаясь по мере необходимости на передвижной площадке, следит за ходом процесса и время от времени делает необходимые подрезы.
Таких площадок в цехе несколько, так что обдиркой могут заниматься одновременно несколько человек. Затем уже освобожденные от шкуры туши проходят через специальный коридор, где задев за рычажок, включают душ, струями воды смывающий прилипший к мясу волос. Вот, собственно, и все. На этом конвейер заканчивается, и дальнейшая обработка производится в разделочном цехе вручную.
Тут работают только мужчины. Обвальщики отделяют куски мяса разной сортности, обрезают жилки, пленки, кровяные сгустки и отправляют чистое мясо по ленте транспортера в цех упаковки. Работающие в цехе женщины, по-видимому, прекрасно разбираются в процессе и сноровисто сортируют мясо по сортам – филей, вырезка, край, окорок и т.д., и передают готовые партии на аппарат вакуумной упаковки в фирменные пакеты. Затем продукцию остается только взвесить на автоматических весах, и, наклеив соответствующую этикетку отправить в морозильник.
Отсюда после быстрой заморозки и непродолжительного хранения, мясо поступает в магазины, супермаркеты, рестораны. Можно его встретить и на прилавках в России. Может ли такая система быть интересной нашему российскому охотничьему хозяйству? В настоящее время – навряд ли! Ведь добыча дикого мяса «по дешевке» — едва ли не главный смысл нашей современной любительской охоты на копытных. Но кто знает, может быть с развитием частных охотничьих хозяйств, дичеферм, вольерных хозяйств по разведению копытных и нам придется задуматься о дичепереработке, чтобы получать в достатке ценное и весьма полезное мясо дичи.