В .Мельников, Ю Слетов, В. Останин
За последнее десятилетие многие охотники России активно влились в ряды любителей трофейной охоты. Той, которая культивируется в цивилизованных странах уже многие годы. Теперь и для россиян мечты о приключениях опасных африканских сафари, об охотах на легендарного Марко Поло в Таджикистане или преследовании Снежных баранов на побережье Камчатки, стали достижимой реальностью. Например, только в нашем клубе уже восемь охотников стали обладателями самых престижных африканских трофеев “большой пятерки”- слона, льва, буйвола, леопарда, носорога. Более того, уже создан первый в России Музей трофейных животных – Салон частных коллекций охотничьих трофеев. Это как знаменательное зарождение будущих охотничьих коллекций, несущих массу, в том числе и научной, информации.
Традиционно под трофеем и в России, и за рубежом всегда понималась любая дичь – от дупеля и глухаря до лося и медведя. И в этом понимании, наверное, всякая охота – трофейная.
В узком же смысле трофей – это специфические реквизиты животных – рога копытных, шкуры животных и птиц, а также черепа, клыки и бивни. Это памятники сохраняющиеся практически вечно. И чем выше качество таких реквизитов, измеряемое по определенным правилам, тем достойнее трофеи, тем больший предмет гордости они представляют для их владельцев – охотников. Именно охоту за животными с высокими трофейными достоинствами мы вправе называть трофейной, а охотников, предпочитающих охоту за ними – трофейными охотниками. Охотничье хозяйство, специализирующееся на культивировании таких животных и организации охоты на них вправе претендовать на звание трофейного хозяйства. Важно, что статус трофейного охотника предполагает неукоснительное следование целому ряду этических правил и норм охоты, не дающих ему необоснованных преимуществ в состязании со зверем. Эта тонкая составляющая современной цивилизованной охоты, выражающаяся в массе самоограничений, отличает ее от охотничьей этики прошлых эпох, ставящей во главу угла лишь целесообразность.
Охотники за трофеями, забираются в самые труднодоступные места в надежде добыть выдающегося дикого барана, горного козла, тура, или оленя. Не секрет, что иногда они и сами себе задают вопрос «Ради чего, зачем?» Что же это за сила, которая движет этими людьми, заставляет их карабкаться часами по отвесным горам или лежать в снегу в бесконечном ожидании. Тем более что ожидание это далеко не всегда заканчивается удачным выстрелом. Наверное, охота присуща человеку, как льву или орлу и многие, кто испытал охотничий азарт, придаются ей с удовольствием. Охота дает почувствовать разницу между цивилизацией и дикой природой. Она доставляет охотнику все, что только может представить природа человеку, открывает ему глубины леса, высоту гор, проводит его по зеленым долинам, по пескам пустынь, непроходимым болотам, преобразует человека и очищает его душевные качества.
Великий ученый-зоолог и страстный охотник Брем сказал замечательные слова: «…охота есть столь благородное дело, столь же дорогое сердцу мужчины, как любовь сердцу юноши; благородное удовольствие, полное наслаждения и радостей и обильное поэзией, несмотря на то, что причиняет смерть, облагораживает охотников. Рано поднимет его она с ложа, охраняет от праздности, укрепляет его мускулы, дает тонкость чувствам; она учит его голодать, терпеть жажду и лишения, делает сердце свободным и великим, твердым и мужественным. Охотничья добыча бегает, летает, защищается и падает в благородном поединке. На охоте приходится хитрость на хитрость, нередко жизнь за жизнь».
Добыча трофейного животного это не просто охота, а еще более сложная задача. Ведь цель – добыть не первое попавшее животное того или иного вида, а матерого, опытного зверя который не простит тебе ни одной ошибки. Одно неверное движение и весь проделанный путь, потраченные средства, все твои старания, ожидания, замершие руки и ноги – все может оказаться напрасным, и надо будет начинать сначала. Но так, к счастью, устроен человек, чем труднее достался трофей, чем больше эмоциональных переживаний связанно с его добычей, тем ценнее он для добывшего его охотника. Разумеется, здесь не имеются в виду те невзгоды, которые выпадают на долю трофейного охотника по вине случайных людей, берущихся за организацию трофейных охот. Но постепенно их сменят на рынке охотхозяйства, подходящие к этому делу со всей ответственностью и добросовестностью.
В последние годы в России происходит увеличение числа охотничьих хозяйств, специализирующихся на организации трофейных охот. Постепенно к «людям на местах» приходит понимание того, что это может быть доходным занятием. Оно стимулирует хозяйства к серьезной охране угодий от браконьерства, научно обоснованным биотехническим мероприятиям. Несмотря на то, что животные изымаются, в итоге трофейная охота сохраняет природу и приумножает её животный мир, способствует улучшению качества популяций охотничьих животных, сохранению редких видов, в том числе за счет получения дополнительных средств на охрану и воспроизводство.
Трофейное охотпользование – новое направление деятельности в России находится в начальной стадии развития. Для него пока не выработаны стандарты, оно не соответствует международному уровню. Но оно развивается и требует государственной поддержки. И эта поддержка наметилась, судя по результатам Международных Трофейных выставок 2002 и2003 годов в Москве.
Но и недоброжелателей у трофейной охоты достаточно много. Все чаще приходиться слышать, что пора закрывать трофейную охоту в том или ином регионе. Но, как правило, это голые эмоции и политические игры, ибо солидного научного обоснования принятия таких мер пока никто представить не смог. При соответствующей организации, согласованной работе государственных органов и охотпользователей всегда налицо положительный результат.
Трофейную охоту, по нашему глубокому убеждению, нужно не закрывать, а государственно регулировать. Нужны специальные статьи в Законе об Охоте, определяющие суть и формы трофейной охоты, ее особый статус в новом тысячелетии. Необходимо выделять специальные трофейные лицензии и их придать им особый вес. А собственно для охоты за трофеями определять специальные сроки и условия. Будем надеяться, что государственные мужи услышат российских охотников и обратят внимание на нерешенные проблемы охотничьего хозяйства страны.
К этому мы и должны стремиться. Тогда трофейное дело, трофейная охота в России будет развиваться и приобретет цивилизованные формы организации. Тогда наша страна будет гостеприимным охотничьим полем для своих и зарубежных охотников, а природа России получит новые возможности и долгосрочные гарантии благополучия.