Автор Карен Григорян
Это уже традиция: каждый год в сентябре-октябре с Леонидом Сониным, и нашими двумя дратхаарами едем на “юга” – охотиться на перепела. В этом году приурочили все к состязаниям легавых в Ейске (Краснодарский край). В прошлом году во время нашей неудавшейся поездки местные охотники в один голос говорили – приезжайте в первой декаде сентября – перепела будет много! Решили послушать совета: приедем на недельку раньше, поохотимся, выступим в состязаниях и поедем охотиться дальше к друзьям на Ставрополье. Решить-то решили…, – а жизнь, как всегда, внесла свои коррективы… Но, – всё по порядку…
Преодолев почти полторы тысячи километров, приехали мы к расположению полевого лагеря состязаний 8 сентября к вечеру, заранее сговорившись с организаторами о возможности проживания где-нибудь в “цивильных” условиях. Условия и впрямь оказались вполне “на уровне”- общежитие местного газового хозяйства в станице Каневская с холодной водой и «удобствами» на этаже… Зато цены нам объявили – как в хорошем отеле. И то бы ничего, но дислокация от лагеря участников состязаний, а, заодно, и мест охоты, оказалась … в 80 км! Ладно, не это главное. Пока поселились, решили осмотреться, как будет с охотой…
С первых же минут после приезда нас порадовали сообщениями – перепела МАЛО, что, ясное дело, не прибавило нам оптимизма… Попытались охотиться на следующий день вечером и 10-ого утром, и, взяв на две собаки за всё это время одного коростеля и пяток перепелок, поняли, что худшие опасения – оправдываются. ПЕРЕПЕЛА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕТ!!! Да ему там и делать нечего! Все поля убраны. И – не просто убраны, а продискованы и, кое-где, уже засажены озимыми. Немногие оставленные под “паром”, стоят либо совсем “голые” – последствие четырёхмесячной засухи, либо покрыты буйно цветущей и вовсю ещё зелёной амброзией. Собакам там работать невозможно. Кто знает, – поймёт… Даже поля подсолнечника стояли абсолютно без “подшёрстка”. Ни укрытия, ни кормовой базы. Ну, чего он (перепел) – больной, что ли, там задерживаться?… Местный – откочевал, а пролётному, и подавно оставаться “не с руки”. Организаторам, правда, с помощью манков удалось задержать какое-то количество бедных птичек, пожалуй, на единственном хоть как-то пригодном для этого в целой округе поле, которое они в ожидании начала состязаний неусыпно охраняли от всяких посягательств.
Можете себе представить, какое у нас было настроение, когда мы вернулись в нашу “цивильную общагу” после утреннего выхода. Извечный вопрос: “Что делать?”. Лихорадочно звоним друзьям на Ставрополье, в Минводы, Георгиевск, Пятигорск… Получаем ответ: ситуация та же! По слухам перепел отвалил дальше к морю. Его бьют под Адлером и Геленжиком…
Ёоо Моёёё!!! Неужели, опять, как в прошлом году, опоздали?…
Совсем уже без всякой надежды, скорее подготавливая “пути отступления”, чтобы хоть как-то попытаться спасти испорченный отпуск, звоним товарищу на 300 км севернее в хозяйство под Ростовом… И, вдруг неожиданный ответ: ” Что, перепел?… Да есть. Достаточно! Хотите приехать? Милости прошу…”. Чудо, правда?!
Недолго думая, побросали вещи и собак в машину, и через три часа уже сидим за гостеприимным столом нашего товарища Сергея в небольшом уютном доме охотхозяйства в пойме Дона. Едим раков, пьём пиво и слушаем вполне правдоподобное повествование о том, что, в связи с повсеместной засухой и отсутствием утренней росы, перепел, судя по всему, мигрирует по поймам крупных рек, где есть хоть какая-то влага. В подтверждение своих слов Сергей выводит нас на порог дома, и мы слышим, как на соседнем поле “бьёт” самый настоящий пролётный перепел, созывает своих собратьев… Уже засыпая, думаем, что начать завтра надо именно с этого поля…
Утром подскочили ещё до рассвета и, наскоро позавтракав, помчались в поля.
Предчувствия не обманули, – не успели мы выпустить собак из машины, как те сразу же, на самом краю поля спороли пару перепелов. Наш внутренний ажиотаж, видимо, успел передаться легавым. Они замельтешили, заковырялись в набродах, и, мешая, друг другу, … – спороли ещё одного, а потом еще пару. О том, что за этим последовало, писать здесь не позволяет воспитание… Ну, в общем, кое-как, с руганью и угрозами беспощадно расправиться с ними самими и всей их роднёй, разводим собак по разным краям поля. Я укладываю Бруню и закуриваю, пытаясь успокоиться сам и дать время успокоиться собаке. Не очень-то это у меня получается, – в смысле успокоиться самому. Да и Бруня, несмотря на внушение, хоть и опасается ослушаться приказания, но уже изображает «поиск дичи в положении лёжа». Не докурив, не выдерживаю и посылаю её в поиск. Собственно, поиска, как такового, никакого и не было… Буквально через десять метров стойка. Подбегаю к собаке, посылаю, но, вместо ожидаемого броска, Бруня начинает медленно крадучись продвигаться, всем своим видом показывая полное недоумение. Я ещё ничего не успеваю сообразить, как буквально со всех сторон от меня веером в разные стороны выпархивает сразу около десятка птиц! Одуревшая Бруня – даже не шелохнулась. Забыв все свои правила, делаю дуплет, одновременно дико заорав: «Даун, …твою мать!!!». Бруня, уже было, посунувшись за упавшей птицей, нехотя присаживается, осуждающе оглядываясь на меня…
Потом мы долго и настойчиво ищем второго из дуплета перепела, попутно распугав ещё несколько штук. Я проклинаю себя, – ведь сколько раз говорил сам себе, что нельзя дуплетить по перепелкам… Потратив уйму времени, наконец, находим этого подранка и можем приступить к продолжению охоты. Я клятвенно обещаю себе больше такого не делать и, вообще, стрелять только из-под твёрдой стойки. И… благополучно забываю о своей клятве при подъеме следующей же группы из пяти перепелов… Опять ругаю себя и клянусь… И так продолжается снова и снова, пока внутренний ажиотаж не проходит и не возвращается самообладание.
Со стороны, где охотится Лёня с Гулой в сопровождении своего верного спутника и оруженосца – жены Люды, периодически доносятся свистки и недовольные, мягко говоря, выражения и реплики. Понимаю, что с ним происходит то же, что и со мной. Только Гула – собака молодая, страстная, а, значит, им еще хуже.
Далее рассказывать подробно, наверно, не интересно: постепенно я успокоился, и охота вошла в привычное русло. Перепела было ОЧЕНЬ много. Он был везде. Собаки искали вялой рысцой или просто шагом – от стойки до стойки было не более 15- 20 метров. Погода также к нам благоволила. Ветер скоро поменялся на западный. Он принёс с собой некоторое похолодание и небольшие дождики, и задерживал на месте пролётных перепелок.
Так мы с Леонидом прекрасно, и, пожалуй, сверх меры, охотились практически на одних и тех же полях в радиусе нескольких километров. Пробовали отъехать в дальние поля, за несколько километров от Дона, но там, даже в лучших местах среди неубранного ячменя перепела почти не было. И мы вновь и вновь возвращались в «нашу» пойму. Охотились только утром, пытаясь дать отдохнуть собакам, которые, работая по нескольку часов, в общем-то, в тяжёлых условиях, еле-еле восстанавливались к следующему утру, понуро выползая из своего вольера на плохо гнущихся, сбитых лапах. Правда, через полчаса, размявшись, приходили в норму.
Конец простой. Мы ещё несколько дней прекрасно охотились и отдыхали у наших гостеприимных хозяев и без всяких происшествий вернулись в Москву, привезя с собой более трёхсот свежезамороженных тушек перепелок. Эту охоту мы запомним теперь надолго!