В ноябре 2007 года в угодьях Тюнежского охотничьего хозяйства прошли заключительные этапы Осеннего Охотничьего Кубка. Организаторами этого спортивного события были Клуб правильной охоты с легавыми собаками и Московский охотничий клуб «Сафари» при активной поддержке «Российской охотничьей газеты». Все этапы Кубка-2007 выиграл один охотник, ТИМУР ФАРУКШИН. Пресс-служба Московского клуба «Сафари» взяла интервью у победителя.
СК: Тимур! Участвуя в ООК-2007, Вы победили во всех трех его этапах: по перепелу, куропатке и фазану. При этом не допустили ни единого промаха. Вы непобедимы!?
Т.Ф. Ну, наверное, мне просто повезло…(Смеется.). Действительно, я стрелял без промаха.
СК. Все-таки это было спортивное мероприятие. Некоторые, даже профессиональные, спортсмены могут испытывать состояние, называемое «предстартовой лихорадкой». Вы совсем не волновались?
ТФ. Мне изначально был безразличен результат. Я ехал на каждый этап Кубка, как на обычную охоту. И ехал еще, конечно, для общения с близкими мне по духу, интересными людьми. Такое общение, обычно, сопутствует всем моим охотам.
СК. Вы где-то специально занимались стрелковым спортом?
ТФ. Совсем небольшой промежуток времени и очень давно. Поняв, что смогу стрелять на охоте, эти занятия я прекратил.
СК. Между приятелями-охотниками иногда возникают, как бы минитурниры, «пострелушки». Вам они знакомы?
ТФ. Участвовал не один раз. Побеждал. (Смеется)
СК. Если Вы так хорошо стреляете, то с Вами, наверное, никто и соревноваться не хочет?
ТФ. Предлагают посоревноваться люди, которые стреляют чуть лучше меня.
СК. А выигрываете Вы?
ТФ. Всегда! (опять смеется)
СК. Какое же у Вас, Тимур, оружие?
ТФ. Браунинг Waterfowl. Вертикалка со сменными чоками.
СК. А какими патронами и номером дроби Вы стреляли на Кубке?
ТФ. На всех этапах это были итальянские «RC» с семеркой.
СК. Ну, теперь, наверное, можно поговорить и о Вашей собаке. Ведь Кубок вы выиграли вдвоем.
ТФ. Моя собака – это курцхаар Ричард-Скай. Ему 5 лет. Это первая моя собака. Любимец всей нашей семьи. И он очень любит всех, особенно детей: дочку, племянников, очень уважает родителей.
СК. Выбор породы был спонтанным? Почему курц, а не спаниель, не пойнтер, не лайка? Полностью ли Вы довольны сегодня Ричардом-Скаем? И есть ли у него какое-нибудь короткое домашнее имя?
ТФ. Я хотел иметь легавую. Когда задумался о породе, стал больше читать о собаках, советовался с друзьями. Мне нравятся все породы легавых, но я выбрал курцхаара. Поначалу, Скай был у нас, как игрушка и домашний любимец. Но пришло время, ему исполнился год и я отвез его за 700 километров от Москвы, в Белоруссию, где на берегу речки Гайны находится знаменитая «Горка». В этом месте натаскивают всех белорусских собак. А натаскивал Ская, а во многом и меня самого, Владимир Аркадьевич Цивес, за что я признателен ему до настоящего времени. Немного позже, когда я в течение года работал в Минске, он продолжил меня учить хитростям «легашиной» охоты. А Скай рос, взрослел, превращался в хорошую охотничью собаку. Полного своего мастерства он достиг, пожалуй, к четырем годам. У него диплом 2 степени по полю и титул Полевого Победителя. Каждый охотничий год для нас – это череда поездок, как по хорошо знакомым местам, так и разведка новых. Скай меня ни разу не подвел. А домашнее имя у него не очень короткое… дома его все зовут Крокозябой!
СК. А где проходила охотничья разведка в этом году?
ТФ. В этом году мы открыли для себя Краснодарский край, застали там пролет перепела. Это надолго запомнится!
СК. А в прошлом?
ТФ. В прошлом году было два таких открытия. Это фазанья охота. На дикого фазана, естественно. И очень увлекательная охота по белой куропатке на Кольском полуострове!
СК. А как к Вашим частым охотничьим выездам относятся дома?
ТФ. Замечательно! Во всех охотничьих поездках рядом со мной моя жена, Вероника. Она тоже охотится, у нее есть свое ружье. Правда, собака у нас пока одна – общая.
СК. Тимур! А чем для Вас является Осенний Охотничий Кубок?
ТФ. Прежде всего продолжением охотничьего сезона! Ну, где еще в конце ноября под Москвой можно поохотиться с легавой на птицу?
СК. Отличается ли охота на перепела, куропатку, фазана, которые были выращены в питомнике, а затем выпущены на поля Тюнежского хозяйства «под выстрел», от охоты на дикую птицу.
Т.Ф. Я знаю, что эти перепела, куропатки и фазаны выращены по специальной «технологии». Они не клеточного, а вольерного содержания. На птицу, выращенную в клетке, я тоже как-то раз охотился…. и больше не хочу. На Кубке его участники охотились на птицу, которая вела себя, как дикая. На любой охоте, собаки каких-то птиц могут, не причуяв, пропустить. Не исключение и птица в Тюнежском хозяйстве. Не было ощущения, что птица как-то «слишком» пахнет. Она могла запасть, как дикая. И, как дикая, бегала. Только, пожалуй, про перепелов на первом этапе Кубка можно вспомнить, что они вели себя не одинаково. Некоторые были крупными и плохо летали. Каких-то из них собаки просто ловили (СК: по Положению о Кубке птицы, пойманные собакой, в зачет охотнику не шли). Но другая половина, на мой взгляд, не отличалась от диких. Ни размером, ни поведением под собакой. Больших отличий в поведении выпускных куропаток и фазанов от диких собратьев я тоже не увидел.
СК: Есть точка зрения, что работа по такой выпускной птице может испортить легавую собаку. А как считаете Вы?
ТФ. Не замечал, что Крокозяба в чем-то испортился. Скорее, наоборот, мне удалось на Кубке даже чуть «подправить» его. По правилам проведения Кубка охотник не имеет права стрелять, если собака после подъема птицы движется в ее направлении. Собака должна остановиться и только тогда охотник может стрелять. На первом этапе Кубка, по перепелу, моя собака при двух первых подъемах делала «посовы». Если бы я стрелял тогда, то нас могли дисквалифицировать. Пес быстро сообразил, что он должен вести себя правильно, оставаясь после взлета птицы на месте. Не совершил больше ни одной попытки посунуться за дичью. Был идеально послушен!
СК. Тимур, а правила спортивной борьбы на Кубке соблюдались всеми его участниками?
ТФ. Конечно! Это были честные спортивные состязания. Кроме эксперта за каждым участником ходили многочисленные зрители. Кто-то из них, думаю, впервые наблюдал охоту с легавой так близко. Ведь на состязаниях племенных, где оценивается работа исключительно собак, зрители так близко не допускаются.
СК. Тимур! А чем для Вас является охота? И какие охоты Вы любите больше всего?
ТФ. Наверное, как и для большинства городских охотников, это возможность выбраться на природу, отвлечься от рутины будней. Я увлекся охотой 10 лет назад. Постепенно охота стала для меня чем-то очень ценным. Стала образом жизни. Охота несколько раз выручала меня, когда в моей жизни, вдруг, проходила черная полоса. Мне очень дороги мои охотничьи друзья и я уже не представляю себе, как бы я жил без них.
Легавая – это, пожалуй, мое единственное предпочтение. В сезон охоты с собакой на какие-то другие охоты не поеду. Но я достаточно много охотился и на зверя. Весной обязательно стараюсь выбраться на гуся, на тягу. Я обычный нормальный охотник!
СК. На будущий год Вы планируете принять участие в розыгрыше Осеннего Охотничьего Кубка?
ТФ. Обязательно! Буду участвовать и побеждать!
СК. Если это будет возможным, то будем делать на Вас ставки! Ни Пуха Вам, ни Пера!
ТФ. Со ставками точно не прогадаете. К черту! (Смеется)