Автор Александр Гришин
Закончился тринадцатый по счету варминттурнир. Эти охотничьи соревнования, родившиеся благодаря инициативным людям из клуба «Сафари», уже более десяти лет служат почвой для весьма эмоциональных обсуждений и споров.
У турнира есть противники. Некоторые владельцы единственной двустволки называют его очередным развлечением богачей, моралисты от охоты – стрельбой по живым мишеням, а спортсмены-стрелки полагают, что соревноваться можно только в равных условиях, которые не могут быть обеспечены на реальной охоте.
Но для нескольких десятков охотников, хотя бы раз побывавших на турнире, он стал чем-то вроде маяка, редкие вспышки которого (всего-то раз в год!) заставляют по-новому подходить к весьма непростому понятию «дальний выстрел на охоте». Турнир начинался, как «клуб» увлеченных людей, как фестиваль, где каждый мог получить исчерпывающую информацию по любому вопросу, и где царила атмосфера бескорыстной дружбы и братства.
Но все меняется! За 13 лет совершенствовались Правила, увеличивался призовой фонд, рос азарт участников, становилось более серьезным судейство. Все это нормальные явления. Так происходит эволюция любого вида спорта. Но любое развитие предполагает и внутренние кризисы. Очередной такой кризис произошел на турнире 2015 года и соревнования следующего года должны стать во многом определяющими. Сохраниться ли турнир таким, какой он есть или, преодолев кризис, привлечет «свежие крови» – новых участников. Зависеть это будет, прежде всего, от работы Оргкомитета соревнований и новых людей, которые должны в него войти.
Результаты последнего турнира известны, они опубликованы, поэтому ограничиться приведением их сухой сводки – значит сделать публикацию заведомо неинтересной. Куда интересней, вспомнив лишь некоторые, постараться понять, что дал турнир охотничьему сообществу и кому еще, кроме его завсегдатаев, он может быть интересен.
Нам нужно договориться! Обсуждая результаты турнира, оценивать его рекорды и достижения можно лишь применительно к конкретному классу, в которых выступает участник. Опубликованное на сайте клуба «Сафари» (www.mossafariclub.ru) Положение о соревнованиях занимает многие страницы и, как рассказывали мне некоторые знакомые, они… не смогли дочитать Правила турнира до конца. Не осилили. Поэтому, говоря о достижениях Турнира-2015, я буду вкратце характеризовать классы, в которых выступают охотники. Всего же таких классов – пять.
Итак, о достижениях. Самым ярким из них стал новый рекорд Ивана Маслова в классе «Анлимитед». Новый, потому, что ровно год назад все тот же Иван уже был рекордсменом турнира. Тогда его выстрел стал самым дальним за всю историю соревнований! Сенсацией 2015 года стало развитие этой истории, когда сначала с дистанции 1277 метров существующий рекорд бьется Дмитрием Дорониным. Но через два дня в степь отправляется прошлогодний рекордсмен. И предпоследним патроном Иван добывает сурка на фантастической дистанции – 1488 метров!
Нужно помнить, что в классе «Анлимитед» можно выступать с оружием любого калибра и любого веса, главное, чтобы оно было разрешено к использованию действующими Правилами охоты. Иван Маслов выступал с винтовкой Barnard 7 RSAUM, Дмитрий Доронин с ОRSIS 300 WM. Еще три участника – Сергей Ветров, Алексей Кирьянов и Александр Протасов добыли своих сурков на дистанциях более километра из винтовок в калибрах 338 LM, 300 LM и 7 RSAUM.
С «Анлимитед» все и просто, и сложно. Здесь побеждает тот, кто сделал один, самый дальний результативный выстрел. И основное, что определяет результат – стрелковое «железо». Это – ствол, оптика, «подобранные» (назовем их так) патроны, дальномер с минимальной погрешностью, метеостанция и программное обеспечение для компьютера, помогающего вносить необходимые поправки. Конечно, все перечисленное должно находиться в умелых руках и управляться умной головой.
Представьте себе стрелковое место чемпиона и рекордсмена турнира Ивана Маслова. Достаточно сказать, что силу и направление ветра метеостанция измеряет постоянно. Данные автоматически вносятся в компьютер с баллистическим калькулятором, который в свою очередь подсказывает стрелку необходимые поправки. Все это установлено на современнейшем стрелковом столе… Здорово? Здорово! Так, и только так должны определяться все чемпионы турнира? Конечно, нет!
Но как же становятся победителями в других классах? Например, в снайпер-классе? В нем тоже можно стрелять из любых калибров и стрелку помогает наводчик. Но здесь побеждает тот, кто добудет 5 зачетных сурков, сделав максимум одного подранка (у охотника имеется только 6 лицензий) 20 патронами. Результат подсчитывается складыванием сумм дистанций, на которых добыты сурки, причем каждый сэкономленный патрон дает охотнику бонус в 25 метров.
На Турнире-2015 в снайпер-классе случился интересный казус. Лучше других стрелял Сергей Ветров. Сумма дистанций, с которых он добыл 5 сурков, равнялась 1901 метру. При этом было использовано 15 патронов. Но в итоге Сергей занял лишь… второе место. А первым стал Сергей Емельянов. Сумма дистанций, с которых победитель добыл 5 сурков, оказалась меньше, но он добыл их всего 8 патронами. Не израсходованными остались двенадцать, давшие бонус в 300 метров. Этот бонус и обеспечил победу!
Выше мы договорились с вами, что анализировать конкретные рекорды и результаты применительно ко всем классам соревнований было бы не корректно. И, как видите, это подтверждается.
Наибольший накал страстей, а также до и после турнирные обсуждения соревнований вызывает командный зачет. Именно с ним связаны эмоции участников, которые они выплескивают в Интернет. Весьма узкий набор разрешенных калибров для этих классов затрудняет создание новых команд и значительно сужает командное первенство. По Правилам турнира в каждом из командных классов побеждает тот, кто «собрал» лучшую сумму дистанций пяти результативных выстрелов, никакие бонусы за сэкономленные патроны здесь не предусмотрены.
Свои рекорды есть, конечно, и для каждого из трех командных, «малокалиберных» классов. Так самым заметным событием Турнира – 2015 стал рекорд установленный Александром Кремневым в классе «Тяжелый варминт». Из винтовки Bix Andy калибра .243 охотник сделал самый дальний за всю историю турнира выстрел на 943 метра!
Результаты соревнований растут год от года, но у кого-то может возникнуть вопрос – а что дает варминт-турнир современному охотничьему сообществу? Прежде всего, он придал не только участникам соревнований, но и многим другим охотникам уверенности и смелости. Конечно, не той, что зовет идти добывать кабана из-под лаек с одной лишь рогатиной. Речь о смелости стрелковой. Турнир показал всем, что охотник может стрелять метко на очень дальние дистанции. Ведь сурок ложится на месте только после попаданию в голову или шею. Во всех иных случаях… раненый зверь уползет в нору.
В нашей стране очень мало охотничьих соревнований. Их можно буквально пересчитать по пальцам и варминт-турнир по накалу страстей, значимости и «раскрученности» бесспорно занимает первое место.
Если задаться вопросом, с каким другим специфическим охотничьим увлечением состоит в «родственных отношениях» варминтинг, то ответ очевиден. Это горная охота. В большей степени это сближение заметно в охотничьем классе и в снайпер-классе – там, где охотники перемещаются по угодьям. Конечно, эти передвижения не так продолжительны и изнурительны как на охоте в горах. Что касается стрельбы, то и она на первый взгляд проще – на варминтинге нет резких перепадов высот, как в горах, где охотнику иногда приходится стрелять буквально вниз или почти отвесно вверх. В горах зачастую все решает один выстрел, а на варминт-турнире участнику предоставляется, в зависимости от класса, несколько десятков патронов… И все-таки варминтинг максимально приближен к практике горной стрельбы. Красивый дальний выстрел, который возможен при охоте на сурков, может стать таким же запоминающимся для охотника, как и выстрел по горному трофею. Энтузиасты варминтинга и создатели Клуба горных охотников (КГО) обязательно должны найти время для обстоятельного разговора. Им есть, что обсудить! Варминт-турнир может стать для членов нового клуба одной из площадок, где они могут уверенно заявить о себе, своих программных целях и… своих стрелковых навыках. А возможно и стать победителями этих соревнований.
Спортивным соревнованием турнир делает объективное судейство при одинаковом подходе каждого судьи к Правилам и Положению о турнире. Турнир устроен так, что каждый его участник обязательно должен быть судьей на выступлении другого стрелка. И вот здесь участники могут оказаться не в равных условиях с другими. И не за счет какого-то слишком строгого судейства. Наоборот, с ростом спортивности турнира становится опасным чересчур благожелательный подход, судейство в пользу стрелка, а не в пользу правил. Подсказки и помощь судьи стрелку – дело, конечно, благородное, но….
Турнир сделал еще одно важное дело. Оставаясь весьма сложным и дорогостоящим мероприятием для организаторов, он подтолкнул владельцев винтовок соревноваться в более простых форматах. Сегодня известно еще два турнира, где охотники состязаются в охоте на сурков. При этом победитель определяется только по одному дальнему выстрелу (аналогично с классом «Анлимитед» на варминт-турнире клуба «Сафари»).
Некоторых охотников, даже опытных, даже имеющих винтовки со специальными стволами, варминт-турнир… пугает. Пугает дистанциями рекордных выстрелов, отпугивает ежегодными излишне эмоциональными обсуждениями в интернете действующими и «ушедшими на покой» участниками…
Отбросьте ложные сомнения, поверьте в себя и в свою любимую винтовку, потренируйтесь, «подберите» патрон и… приезжайте.
Приезжайте и хотя бы раз попробуйте русский варминтинг!