Автор Анатолий Смирнов
Весной 2013 года я впервые получил разрешение на ношение нарезного оружия. Нужно сказать, что к тому моменту у меня уже был некоторый опыт обращения с винтовкой (в пределах ста метров), но своего оружия не было. Тогда мне очень хотелось поехать на охоту в горы, где нужны навыки точной стрельбы на дальние дистанции. Мой более опытный товарищ Иван Битов, с которым мы в то время много охотились вместе, имел огромный опыт охоты на лося-кабана на дистанциях 100-150 метров, но тоже в высокоточной стрельбе понимал «не очень». Поэтому мы обратились к Игорю Дворкину с просьбой рекомендовать нам опытного стрелка, который бы “поставил нам руку” в стрельбе на 300-400 метров. Этим стрелком оказался Александр (aka Просто-Филя) Скуратов.
Стрелять я собирался из Блейзера R93, который имелся у меня в трёх ипостасях: .223 Rem, 9,3×62 Mauser и .300 Winchester Magnum. Для гор предполагал, естественно, 300 WinMag. По совету Александра купил прицел Zeiss 6-24х56, маленькую леечку, сошки Харрис и занятия начались. Александр объяснил нам, как чистить винтовку, как пользоваться баллистическим калькулятором, как вносить поправки в прицел, словом, некоторые основы, позволившие нам не только добыть по туру в Карачаево-Черкессии (куда мы отправились в том же году), но и получить некоторое начальное представление о высокоточной стрельбе. Под руководством Саши мой Блейзер скоро выдавал 0,5 MoA фабричной Geco Express, что тогда было для меня космическим результатом. Мне всё больше нравилось стрелять, и не как-нибудь, а точно. Поэтому, когда Александр предложил нам поехать на Варминт-турнир, который, по его словам, был лучшей школой, доступной новичку, я серьёзно об этом задумался. А после того как я (скорее всего, случайно) попал два раза из трех в лист на 750м в приличный ветер, судьба моя была решена и я поехал на турнир.
Команда наша, по предложению Александра Скуратова и Сергея Шпунтова, должна была состоять из трёх человек: Игоря Чернова и нас с Иваном Битовым. Но Иван из-за занятости на работе приехать не смог, и его в последний момент заменил Александр Кремнёв.
Помню свой приезд на первый в моей жизни турнир 2013 года: был яркий солнечный день, лагерь был ещё почти пуст, мне указали место рядом со стоянкой команды Сафари (на тот момент Виктор Лабусов, Сергей Шпунтов и Алексей Ерунков). Корректировал их мой “научный руководитель” Александр Скуратов. Вообще-то, Алексей Ерунков предполагался в нашей команде, но потом что-то поменялось, и он оказался у «сафаристов». В то время я ничего не смыслил в глубинных силах и тайных рычагах этого мира, мира, который по сложности причинно-следственных связей может посоперничать с мадридским двором, а по пустячности поводов для создания и краха комплотов – с казармой господина де Тревиля. Вообще, всё для меня в тот день напоминало обстоятельства приезда д’Артаньяна в Париж, с той лишь разницей, что в отличие от знаменитого гвардейца, у меня первое время хватало ума ни с кем не вступать в бессмысленные пререкания. Ну и лет мне было вдвое больше.
Люди вокруг были сплошь живые легенды: Александр Скуратов, Виктор Лабусов, Сергей Шпунтов, Михаил Могилевцев, Владимир “Карибу” Мозговой, Дмитрий “Goose” Строганов, Владимир «Мазай» Бугаев и многие другие… Я сидел очень тихо и как губка впитывал все разговоры, особенно касавшиеся стрельбы. Сурков до того дня мне приходилось видеть только на картинке, общий настрел мой приближался к цифре 200, так что легко представить, сколько чарующей новизны я видел в любой походя брошенной фразе о сравнительных преимуществах Сценара и Бергера или о выгодных отличиях Найтфорса от Марча. Я познакомился с Игорем Черновым, который тоже был начинающим стрелком, но, конечно, значительно опережал меня в развитии. Без него я просто не смог бы правильно определить скорость пули и пристрелять свою винтовку на дистанции. Третий наш товарищ по команде, Александр Кремнёв, приехал несколько позже и пристреливался уже без нас. Корректировать друг друга нам в голову не приходило, да и едва ли это что-нибудь в то время нам дало.
Я стрелял лёгкий варминт класс из своего Блейзера с тонким охотничьим стволом 223 и 24х-кратным прицелом, а судил снайпер-класс и анлимитед класс. То есть, моя первая стрельба была раньше моего первого судейства, поэтому представления о том, что делать были у меня весьма приблизительные. К счастью, моим судьёй был Игорь “Матвеич” Антохин. Матвеич, хотя и не являлся стрелком-высокоточником, имел уже опыт поездок на турнир, так что подавал мне весьма дельные советы по выбору позиции, а также намекал, под каким кустом стоит поискать сурка. Я взял двух сурков на дистанциях 350-400 метров, и был весьма доволен собой. Самое удивительное, что мой результат позволил даже занять третье место среди участников команд – кто-то был дисквалифицирован, кажется, за отказ от судейства и отъезд с турнира.
Однако, самое интересное было впереди. Мне выпало судить Владимира “Карибу” Мозгового в классе анлимитед. Стрелял Владимир из тактического Блейзера калибра .308 Winchester, какими-то древними фабричными патронами, которые, по его словам, случайно оказались у него под рукой при сборах на турнир. Тут я впервые увидел, как работает слаженная команда (Кирьяков и Левандовский). Организованный поиск цели, чёткая корректировка, немедленный выезд на квадрацикле за битым сурком. На это было приятно смотреть. Когда Володя взял сурка на дистанции около 900 метров, я был изумлён. Эта дистанция выходит за рамки штатных возможностей 308-го калибра. Но вскоре Мозговой, подобно барону Мюнхгаузену, вырос над собой, взявши себя за волосы – 1080 метров! Это было первое место класса анлимитед того года и, на мой взгляд, лучший результат для этого калибра, да ещё заводским патроном!
Но ещё более сильное впечатление на меня произвела работа команды Александра Лебедева, которого я судил в снайпер-классе. Руководил командой Алексей Суденко, было там человек 6-7, впрочем, польза была от одного Суденки. Зато какая! Прекрасный выбор позиции, чёткие внятные указания, своевременная команда огонь – большое удовольствие наблюдать слаженную работу снайперской пары, особенно начинающему стрелку. Лебедев тоже занял первое место, но в снайпер-классе, значительно опередив конкурентов.
Всего за те четыре июльских дня я увидел вблизи и узнал больше, чем в другом месте постигал бы несколько лет. Более того, поездка на тот турнир дала мне возможность узнать цвет нашего стрелкового мира (его значительную часть), посмотреть и послушать множество колоритнейших персонажей. И пусть некоторые из них зачастую нетвёрдо стояли на ногах (не в стрелковое время, разумеется), другие оказались при ближайшем рассмотрении малоприятными людьми, а кое с кем я едва не подрался – всё равно, это была ни с чем несравнимая школа, которую можно было пройти экстерном. И самое главное – после поездки на тот турнир и моего последующего вступления в клуб «Сафари», мы с Александром Кремнёвым и Александром Скуратовым организовали нашу команду “Варминт-Про” – команду, в которой я имею честь стрелять и сегодня, и которая, я уверен, выйдет на первое место на ближайшем турнире!