Автор Владимир Тихомиров, журнал Магия настоящего САФАРИ
Сегодня в Италии есть несколько выдающихся оружейников, изделия которых вызывают ощущение, что перед тобой абсолютное совершенство. Не могу и не чувствую себя в праве их ранжировать, но Лучано Бозис, несомненно, находится среди них. Когда берешь в руки любое его ружье, то почти физически ощущаешь связь с великими итальянскими оружейниками XVII—XVIII веков.
Ступени прошлого ведут в будущее – говорили еще древние китайцы. Это абсолютная истина, которую нам нужно помнить.
Величайший перелом в развитии философии, культуры и техники, который начался в Италии в XIV веке, а в XVI распространился на все страны Западной и Центральной Европы, в мировой истории получил название «Возрождение». Это было возвращение к гуманистическому, прогрессивному античному мировоззрению и победа над закостенелыми средневековыми догмами. Таким образом, трудная и великая история Италии сделала ее к тому времени европейским духовным лидером. Выдающиеся деятели итальянского Возрождения призывали к нравственным античным ценностям, утверждая абсолютное совершенство природы, неотделимость от нее человека, его неограниченные возможности совершенствования, необходимость духовной свободы. Одновременно с потрясающими достижениями в области науки и искусства в Италии, особенно в ее северной части, интенсивно развивалась промышленность, включая оружейное производство. Холодное оружие высочайшего качества из Флоренции, Милана и Венеции к тому времени уже пользовалось всеобщим признанием в Европе.
В XVI веке центром оружейного производства Италии становится Брешия, тогда называвшаяся Бриксиан. Можно утверждать, что в XVII и XVIII веках оружейники этого города были лучшими в Италии. Именно в Брешии делала оружие всемирно известная династия Коминаццо. В Москве, в Государственном историческом музее есть пистолет с колесцовым замком, изготовленный в 1665 году Лазарино Коминаццо. Пистолет декорирован тонкими стальными накладками, выполненными в стиле trafori – прорезное кружево, которое дополнительно гравировалось штихелями. Эта отделка выдержана в стиле барокко и выглядит очень красиво. Там же хранится и пара пистолетов, сделанных замочным мастером Джиованни Аддзи и оружейником Лазаро Лазарино в начале XVIII века. Оформление этих пистолетов исполнено в стиле классицизма и позволяет оценивать их уровень как очень высокий.
Опасаясь увязнуть в истории европейского оружейного дела, ограничимся замечанием, что XIX и первая половина XX века не были «итальянскими». Однако после Второй мировой войны национальный дух Италии, жизненная мудрость итальянцев позволили этой стране снова стать великой. А если говорить о производстве гладкоствольного оружия, то Италия сегодня величайшая страна в мире. Бесспорным подтверждением высокого качества итальянского оружия является его использование большинством ведущих спортсменов мира
Есть еще одно очень важное направление в оружейном деле – создание высокохудожественного коллекционного оружия. Итальянские достижения в этой сфере тоже потрясающие. Вероятно, это следствие очень уважительного, трепетного отношения к национальным традициям. Вспомним, ведь и во время великого первого Возрождения очень важную роль играли итальянские художники, скульпторы и архитекторы. Эстетическое восприятие охотничьего ружья главным образом определяется его пластикой, соотношением объемов, форм и размеров его частей. Потом начинают «говорить» цветовые соотношения его основных элементов – стволов, колодки и приклада. Гравировка на металлических частях ружья воспринимается, только когда вы взяли его в руки. Поскольку владелец оружия делает это достаточно часто, качество гравировки для него играет очень важную роль, оказываясь одним из немногих источников глубоких положительных эмоций. Поэтому великие художники с удовольствием работали и работают в области ружейной миниатюры. Конечно, никакой настоящий художник не сможет творить на оружейном конвейере. Поэтому они сотрудничают с изготовителями штучного оружия. В результате совместного труда появляются настоящие шедевры.
Сегодня в Италии есть несколько блистательных оружейников, создающих вместе с талантливыми граверами уникальное оружие. Одним из таких мастеров и является Лучано Бозис. Меня познакомил с ним Освальдо Манцони уже, наверное, лет пятнадцать тому назад. Во время первого же рукопожатия Лучано с уважением сказал, что чувствует руку рабочего человека, и левой рукой обнял за плечи. Он мне тоже очень симпатичен за крепкие руки со сломанными ногтями и железом, навсегда въевшимся в пальцы. Практически сразу почувствовал, что Лучано необычайно добрый и щедрый человек.
ЛУЧАНО БОЗИС И ЕГО КОМПАНИЯ
Лучано родился во время войны (в 1942 году). Его детство и юность совпали с очень непростым для всей Италией временем послевоенного восстановления. После окончания средней школы он, не колеблясь, пошел работать учеником оружейного мастера сначала на фирму Кортези, а потом перешел в компанию Даниэля Перацци. Это была очень хорошая оружейная школа. Лучано говорит, что с младенчества любил оружие и очень хотел его делать. Годы ученичества не пропали даром, он хорошо освоил несколько профессий, включая оператора современных металлообрабатывающих станков и слесаря- сборщика. Имея такой актив, Лучано Бозис решил организовать собственную фирму спортивного оружия, которое могло бы конкурировать с лучшими в мире ружьями. Конечно, поначалу он был недостаточно известен, чтобы соперничать с ними. Однако постепенно его дела пошли в гору, и мастерскую в небольшом частном доме узнал весь оружейный мир.
Находясь в поселке Травальято, вблизи Брешии, гравера Джулио Аричи оружейное предприятие Лучано Бозиса последние тридцать лет производит дробовые ружья высочайшего качества. У семьи есть собственный магазин, которым управляет жена Джулиана. А дочь Лаура после получения экономического образования занимается менеджментом фирмы.
В свободное от управленческих забот время она… обрабатывает деревянные части ружей – пропитывает их маслом и полирует.
Воодушевленный классическими английскими моделями, Лучано Бозис создал собственный уникальный ряд ружей, который включает двуствольные модели с горизонтальным расположением стволов. Та, что с замками системы «Голланд-Голланд», называется Queen (Королева). С энсоновскими замками в колодке – Country (Провинция). Делает он их не больше тридцати в год. Эти ружья продаются главным образом в Италии. Наибольшую известность и признание в мире получили ружья с вертикально спаренными стволами. Эту модель Бозис назвал Michelangelo, отдавая дань глубокого уважения одному из блистательнейших представителей итальянского возрождения – художнику, скульптору, архитектору и поэту Микеланджело Буанаротти. Выдающиеся граверы, работающие с Бозисом – отец (Джанкарло) и сын (Стефано) Педретти, – смогли в миниатюрах на этом ружье передать не только красоту работ гениального земляка, но и донести до нас его глубокие мысли. Вклад граверов в потребительскую ценность этого оружия невозможно переоценить. Хотя определяющую роль, конечно, играет проницательный взгляд и чувство прекрасного самого Лучано. Очень важна и способность к техническому анализу, и неуемное стремление к совершенству. Все это, вместе взятое, и сделало его ружья известными во всем мире. Ружья такого качества, по определению, не могут производиться быстро. Для фирмы характерно сочетание конструктивных и технологических новшеств с хорошо известными и очень надежными решениями. Изредка по просьбе клиентов Бозис делает ружья других конструкций, включая курковые.
Объективным подтверждением высочайшего класса оружия Лучано Бозиса является его аукционная стоимость. В 2010 году на аукционе «Сотбис» пара ружей Michelangelo с роскошной отделкой, выпол¬ненной гравером Анжело Галеацци, была продана за 104 тысячи английских фунтов. Для сравнения: «Босс» 12-го калибра, правда 1912 года, потянул всего на 24 тысячи фунтов, а «Голланд-Голланд» производства 1951 года был куплен за 30 тысяч фунтов. Понятно, что на этом аукционе у Лучано Бозиса не было конкурентов.
СЕКРЕТЫ УСПЕХА
Один из основателей фирмы «Дженерал Моторе» говорил, что главное для достижения успеха – делать продукцию лучше всех. За гениальной простотой этой формулы прячутся чрезвычайно серьезные требования ко всем стадиям производства, начиная с проектирования, выбора материалов и контроля их качества, определения технологии и методов по- стадийного контроля. Лучано вместе с Лаурой свое производство устроили по современной схеме, основанной на интеграции с лучшими производителями отдельных элементов и узлов оружия. Ствольное производство отдано итальянской компании Lamec. Все пружины, включая боевые, изготавливает бельгийский мастер Alain Partohoens. Основные фрезерные работы по программам, составленным Лучано, исполняет специализированная фирма. Деревянные части оружия режут лучшие ложейщики Брешии.
Колодки производятся из кованых заготовок высоколегированной стали Сг2 (18 Ni Сг Мо5), многократно термически обработанной. Еще на стадии проектирования Бозис следит, чтобы вес и размеры основных частей ружья обеспечивали хороший баланс. Ему удается создавать прочные ружья 12-го калибра массой около 2,8 кг. Колодки ружей тщательно обрабатываются вручную снаружи и изнутри. Стволы высочайшего качества делаются из легированной стали и прецизионно обработаны как изнутри, так и снаружи. Каналы стволов всегда имеют правильную форму и нисколько не поведены при пайке ствольного блока. Бозис часто ездит в разные страны, чтобы выбрать лучший орех для своих ружей. Самыми красивыми получаются приклады из корневого ореха. Они многоцветны и имеют сложную текстуру слоев. Однако в подземной части древесина часто имеет внутренние дефекты разной природы, которые иногда проявляются при изготовлении приклада, а иногда так и остаются невидимыми.
Раньше для гарантии прочности таких прикладов Лучано в шейку приклада, по ее оси вклеивал шкант длиной около 200 мм и диаметром 25 мм из тяжелой и прочной древесины, очень похожей на самшит.
Дорогие ореховые заготовки для лож. В центре — лучшаяК сожалению, выяснить точно породу этого дерева не удалось даже с помощью переводчиков. Однако сегодня это не так важно. Когда в начале этого года я был у Бозиса, он сказал, что от этих шкантов отказался. Сейчас он старается для самых дорогих ружей использовать не чисто корневую древесину, а переходную между корнем и комлем. Иногда удается найти такую заготовку, что широкая часть приклада имеет очень извилистую текстуру, а в область шейки попадает очень прочная прямослойная или свилеватая древесина комля ореха. Это хорошее решение, поскольку относительно тяжелый шкант заметно утяжелял приклад. На заключительной стадии работы по дереву оно многократно покрывается натуральным маслом и полируется до получения «глубокого» блеска.
Эту модель можно считать визитной карточкой мастера. Она создана в значительной мере под влиянием ружья лондонской фирмы «Босс», появившегося в 1909 году, которое считается одним из лучших бокфлинтов в мире. Основной его особенностью является система подвеса стволов в колодке. Стволы изготавливаются холодной ковкой из стали Um8 (42Ni Cr Мо4). Специальные развертки используются для формирования дульных сужений и патронника. Обрабатывающие центры с высокой точностью фрезеруют боковые пазы, в которые входят «клыки» боковых поверхностей колодки. Это делает открывание ружья более мягким. В этом ружье стволы объединяются по демиблочной схеме. Сплошная прицельная планка с ручной гелиошировкой и две сплошные боковые соединительные планки спаиваются в единый ствольный блок. Лучано обычно хромирует только патронник, коль скоро считает, что хром может сделать ствол заметно менее гибким и, кроме того, препятствовать вворачиванию сменных чоков, которые используются в этом ружье. Колодку из цементированной стали вместе с хвостовиком фрезеруют из одной заготовки на станках с программным управлением. Это характерная особенность ружей высокого класса. Колодка и ствольный блок затем медленно и терпеливо подгоняются вручную до тех пор, пока не будут точно совпадать их сложные поверхности. На профессиональном сленге: стволы «втираются» в колодку. Точно выполнить эту фантастическую работу может оружейник только высочайшей квалификации, каким, бесспорно, и является Лучано.
Когда мы с Освальдо Манцони приехали в мастерскую Лучано, он работал с колодкой ружья Michelangelo. Мне показалось необычным, что для того, чтобы правильно сделать гнездо под нижний боек, Лучано просверливал и хвостовик колодки. Мне приходилось видеть, как в разных компаниях для решения этой проблемы просто отпиливали хвостовик, а после завершения работ с колодкой его приваривали на свое место. Лучано в ненужное отверстие хвостовика вкручивает стальную пробку. Затем она опиливается вровень с хвостовиком, а гравер искусно маскирует ее общим орнаментом, украшающим хвостовик. Легендарный английский оружейник В. В. Гринер в своей книге «Ружье», опубликованной почти 130 лет тому назад, писал, что назначение гравировки – скрывать огрехи слесаря. Сегодня это замечание обычно вызывает иронию. Однако это частично имеет место даже в таком шедевре, как это ружье Лучано Бозиса.
Гравировка Марио и Давида Терци
Замки Michelangelo смонтированы на боковых досках. Поверхности всех внутренних деталей тщательно заполированы, причем не только в местах взаимных контактов. В результате замки смотрятся не менее красиво, чем в случае отделки их гравировкой. Лучано справедливо считает, что гравировка внутренних деталей замков – неоправданное излишество.
Отладка и регулировка механизма замков – важнейшая часть работы оружейника. В мастерской Бозиса эту работу выполняет его племянник Массимо Скалвини, пришедший в мастерскую дяди в 14 лет. За это время он стал классным специалистом, хорошо знающим и любящим свое дело. Именно благодаря его умению и старанию механика ружей Бозиса работает, как хорошо настроенный музыкальный инструмент. Конечно, по желанию заказчика замки на этом ружье могут быть типа «блитц» на нижней легко съемной личине, а прицельная планка вентилируемой.
Даже спусковые скобы вырезаются из цельных заготовок для каждого калибра своего размераТакое решение выбрано для лучшего действия механизмов, сохранения их размеров и точности взаимодействия. Боковые доски, на которых собраны замки и личинки, изготовлены из одной заготовки. Гравировку на ружьях Michelangelo делали очень известные граверы компании Creative Art – Марио Терци, Педерсоли, Макс Гоби и Джулио Аричи.
В результате получались ружья высочайшего класса, имеющие к тому же непревзойденную художественную ценность.
Это еще один бокфлинт от Лучано Бозиса, который он начал производить лет десять тому назад. Его конструкция значительно проще – замки сконструированы в колодке. Стволы объединяются по моноблочной схеме. Правда, и здесь Лучано пошёл на некоторое усложнение. В моноблоке есть пятимиллиметровые ступеньки, на которые опираются тыльные концы ствольных трубок. Материал стволов – высоколегированная сталь, полученная по технологии вакуумного электропереплава. Ее состав 39 Ni Сг Мо4. Прицельная и соединительные планки вентилируемые. Лучано много общается с охотниками и спортсменами-стрелками разных дисциплин, стремясь сделать на базе ружья Wild инструменты, оптимизированные для выступления в олимпийских видах, спортинге и отдельно – для охоты. Как и большинство своих ружей, это ружье Лучано делает по предварительному заказу, с учетом антропометрических особенностей заказчиков и их эстетических вкусов.
Ружья штучного изготовления всегда имеют душу. Это является результатом преданности искусству и верности глаза настоящего мастера-художника, стремящегося к совершенству на всех стадиях процесса. Современные технологии очень помогают повысить точность обработки деталей и уменьшить время на ручную подгонку «железа». Несмотря на это, ручное доведение штучных ружей требует очень больших затрат времени. Спаивание и подгонка стволов, полировка внутренних деталей замка, вся работа с прикладом, включая его поверхностную обработку, гравировка металлических деталей – все эти операции выполняются только вручную. Хороший оружейник делает это так, что машины не могут с ним тягаться.
Гравировка является заключительной, но не последней по важности работой над ружьем.
О ружейной гравировке можно написать не только отдельную статью, но и книгу. Кстати, в мире есть несколько очень хороших книг на эту тему. Только лучшим граверам, настоящим художникам доверяет работу над своим охотничьим оружием Лучано Бозис. Любое из его ружей может быть выполнено в любом из ходовых калибров – 12,16, 20, 28 и 410, – и за ними «охотятся» в США, Англии, Австралии, России и многих других странах.