Автор Владимир Тихомиров
Среди безбрежного моря возможного есть сравнительно небольшой островок оптимального оружия, максимально соответствующего «тактике боя с горными копытными».
Карабин
Понятно, что винтовка для горных охот должна быть нетяжелой, но точной. Пожалуй, из многотиражных инструментов наиболее привлекательны многозарядные винтовки американской компании Кристенсен армс (Christensen Arms). Ее основные преимущества связаны с применением углепластика в производстве стволов. Внутри ствола находится стальной леер из лучшей американской ствольной нержавеющей стали – 416 R, а сверху он усилен углепластиком. Устроенный таким образом ствол имеет на 25% большую живучесть (настрел) по сравнению с цельнометаллическим стволом. Кроме того, благодаря высокой прочности и малому коэффициенту теплового расширения стволы даже при умеренной длине (550-650 мм) обеспечивают кучность в половину угловой минуты. Вся винтовка собрана из лучших агрегатов: затворная группа Remington 700, спусковой механизм компании Jewel, имеющий регулировку натяжения спуска в широких пределах. Винтовки имеют несъемный магазин емкостью три патрона. Как опция возможно оснащение шнеллером. Еще одной важной особенностью этих карабинов является легкая карбоновая ложа, практически не поглощающая влагу и имеющая стабильные размеры при любых погодных условиях. Калибр этих винтовок может быть почти любым, но серийно производятся стволы от .270 WSM до .338 LapMag и даже .416 RemMag. Масса карабинов от 2,3 до 2,7 кг. Такая невероятная легкость связана еще и с тем, что ствольная коробка и затвор изготавливаются из титанового сплава.
Говоря об использовании титановых сплавов для изготовления охотничьего оружия, следует сказать о фирме Иоганн Фанзой (Johann Fanzoj), которая, по меньшей мере, уже года три демонстрирует на выставке Arms & Hunting охотничьи карабины, в которых все, кроме ствола, сделано из титанового сплава. Карабины производятся на самой надежной и безопасной системе Маузер 98 магнум. Они специально проектировались для горных охот и при любых калибрах кажутся нереально легкими. Действительно, они имеют массу менее трех килограммов. Но, поскольку они изготавливаются только штучно, их себестоимость и цена получаются довольно внушительными. Правда, нужно иметь в виду, что и механическая обработка титановых сплавов требует специальных инструментов. Зато титановым деталям совершенно не страшна коррозия. Один из титановых карабинов успешно прошел испытания на Памире. Там он безотказно работал в зимнем высокогорье, и «шестисотметровый» горный козел стал трофеем Патрика Фанзоя.
Нисколько не рискуя показаться ангажированным, могу посоветовать для трудных горных охот многозарядный карабин Semprio германской компании Krieghoff , который появился на оружейном рынке в 2007 году. Его революционная конструкция разработана молодым оружейником Вольфгангом Шмидтом. С удовольствием стрелял из этого карабина и на загонной охоте и неоднократно в тире. Причем в Мюллеровском стрелковом центре (недалеко от Ульма) стрелял и в «стрелковом кино», и в трехсотметровой галерее. И именно на трехсотметровой дистанции не только я, но и все участники тестовой стрельбы были потрясены невероятно высокой кучностью. «Лучшие люди» уложили пять пробоин в 20 мм. В переводе на оружейный язык получается 0,3 угловых минуты. Уровень самых продвинутых снайперских винтовок! Это кажется невероятным, если учесть, что стволы у карабинов были длиной всего 550 мм. Нужно сказать, что мы стреляли патронами RWS новой разработки калибра .30-06 Spring с пулями Target Elite Plus массой 10,9 грамм. Однако никакой патрон не в состоянии компенсировать пороки ствола. Тестирование позволяет утверждать, что стволы карабина безукоризненны. Это и не удивительно, ведь они поставляются знаменитой фирмой Anschuetz, имеющей хорошее ствольное производство.
В 2011 году произошло весьма знаковое событие – компания Аnschuetz самостоятельно вышла на рынок нарезного охотничьего оружия с охотничьим карабином модели 1780, который стали выпускать в достаточно серьезных европейских калибрах: .308 Win, .30-06 Spring, 8Х57 IS, 9,3Х62. Компания в полной мере использовала свой опыт изготовления точных стволов, затворов и спусковых систем. Учитывая наступающий кризис, они нацелились в нишу бюджетного оружия. Им это вполне удалось и более того, карабины получились весьма удобными для охотников. Серьезного облегчения удалось добиться за счет прямого запирания, при котором боевые упоры входят в проточки казенной части ствола. Это позволило разгрузить ствольную коробку и выполнить ее из легкого алюминиевого сплава. Стволы винтовок всех калибров имеют одинаковую небольшую длину – 560 мм. В новых карабинах установлены закрытые спусковые системы с возможностью регулирования натяжения спуска в довольно широких пределах. Карабин выпускается в красивом ореховом дереве четырех моделей. Масса карабина представляется вполне подходящей для горных охот – 3,2 кг.
В связи с темой оружия для горных охот я считаю необходимым упомянуть молодое российское предприятие ORSIS, которое производит оружие тактического, спортивного и охотничьего назначения. Оно имеет собственное современное производство нарезных стволов, в качестве материала для которых использует американскую нержавеющую ствольную сталь 416 R. Компания производит две модели многозарядных охотничьих карабинов, одна из которых (Orsis Alpine) специально разработана для горных охот. Существенно, что карабин производится под патроны, обеспечивающие пуле настильную траекторию. Емкость съемного магазина – 3 патрона, при этом еще один патрон может находиться в стволе. Свободно вывешенный ствол умеренной длины облегчен канелюрами, которые к тому же увеличивают скорость его охлаждения. У карабина продольно-скользящий затвор, который при повороте на 90 градусов запирает патронник на два боевых упора. Спусковая система фирменной конструкции помещена в закрытый корпус и имеет регулировку натяжения спуска. Все металлические детали выполнены из стали с повышенной коррозионной стойкостью. Ложи из оружейного ламината могут быть трех сдержанных оттенков. Конструкция верхней антабки приспособлена не только для погонного ремня, но и для крепления легких сошек регулируемой высоты. Конструкция ствольной коробки позволяет устанавливать кронштейны для оптического прицела.
Если говорить о точных винтовках с продольно-скользящими затворами, то необходимо рассказать об охотничьих карабинах, которые производит компания Готтфрида Прехтля из германского города Биркенау. Думаю, что главным направлением работы этой компании можно считать производство высокоточного спортивного оружия на базе системы Маузер 98 магнум. Используя собственный опыт высококлассного стрелка и технологические достижения компании, при разработке охотничьих винтовок Прехтль внес некоторые изменения в классическую конструкцию маузера. Основные изменения были направлены не на упрощение технологии и снижение себестоимости изготовления, а на повышение надежности и точности работы механизмов и обеспечение абсолютной безопасности стрелка.
Из-за высокого давления газов, которое развивается при стрельбе современными патронами, диаметр отверстия в затворе для бойка уменьшен с 2 до 1,7 мм. Соответственно и боек сделан тоньше. Диаметр затвора увеличен на 0,2 мм, что сделало более плавным его ход.
Чтобы размещать новые типы патронов, на 1 мм увеличена ширина магазина и приемного окна ствольной коробки. Чтобы надежность пружины стала больше, на 17 мм увеличена длина выбрасывателя. Обновлена конструкция курка, взаимодействующего с закрытой спусковой системой ружейного типа.
Так же, как на последнем охотничьем маузере образца 1930 года, в задней части ствольной коробки есть проточка, которая обеспечивает надежность работы и дополнительную безопасность работы затвора. Соответствующий боевой упор находится в задней части стебля затвора.
Затвор и ствольная коробка изготавливаются из цельных заготовок современной швейцарской хром-марганцевой калящейся стали с пределом прочности при растяжении более 800 Н/мм2. На мой взгляд, это лучшие охотничьи винтовки в Европе. Они гарантировано обеспечивают кучность лучше половины угловой минуты. В значительной мере это определяется и тем, что стволы для них поставляет фирма Лотар Вальтер.
Штуцер
Мне представляется весьма полезной европейская традиция – охотиться на горных животных с одноствольными «переломными» штуцерами. Конечно, их однозарядность, требует более собранной и точной стрельбы. В качестве очевидных достоинств следует назвать небольшую массу, лучшие по сравнению с карабинами с продольно скользящими затворами баланс и меньшие габариты, откуда и лучшая управляемость.
Россию родиной штуцера никак не назовешь, но и у нас такое оружие производят. Например, Ижевский механический завод в теченеи последнего десятилетия прошлого века разработал и выпустил модель ИЖ 18 МН, которую в Европе отнесли к классу Kipplaufbuchsen – престижных однозарядных штуцеров. Нужно отдать должное высокому качеству стволов, стало быть и высокой кучности стрельбы, конечно, при качественных патронах. Ижмех выпускает эти ружья в широком спектре калибров от .222 Rem до 9,3 х74R. Правда, масса нашей «переломки» получилась более трех килограммов (3,2 кг) при длине стволов 600 мм, в то время, как у западных аналогов она значительно меньше.
Крупные германские предприятия производят одноствольные штуцеры, которые имеют привлекательную эстетику и весьма приличный бой. Фирма Merkel производит два таких штуцера К-3 и К-4 , которые различаются диапазоном калибров. К-1 приспособлен к более легким, а К-2 к более тяжелым калибрам. На этих штуцерах есть внешний нагнетатель боевой пружины, обеспечивающий высокий уровень безопасности. Они снабжены шнеллерами, что необходимо для точной стрельбы.
Другая крупная немецкая компания Blaser также производит одноствольные штуцеры, имеющие торговую марку К-95. Они полегче меркелевских штуцеров за счет более короткого ствола (500 мм) и производятся под патроны от .243 Win. до 8х57 IRS.
Еще одна германская компания Krieghoff производит однозарядные одноствольные переломные штуцеры под маркой Hubertus. Эти ружья выпускаются в разных уровнях исполнения с большим количеством полезных опций. Диапазон калибров весьма широкий – от .222 Rem до 9,3х74R. Стволы недлинные – от 550 до 600 мм. Масса в зависимости от калибра от 2,5 до 3, 2 кг.
Ради объективности необходимо добавить, что одноствольные переломные штуцеры производят и небольшие европейские компании, производящие только штучное оружие. В качестве примера можно привести компании Иоганн Фанзой и Вернер Зодиа из Австрии, Томас Шпор из Германии и некоторые другие.
Типы нарезного оружия, о которых говорилось выше, хорошо известны российским охотникам. Но существует еще оружие, которое у нас никогда не производилось, а в Западной Европе весьма распространено. Это одноствольные карабины с блочными затворами. Так называют карабины, у которых при перезарядке затвор опускается вниз, и одновременно экстрагируется гильза. Длина затвора этих ружей может быть меньше длины патрона. Это система запирания очень напоминает клиновые затворы артиллерийских систем. Гильза в стволе запирается большей частью задней поверхности затвора, которая упирается в тыльную часть ствольной коробки. Такая система позволяет использовать самые мощные патроны при небольших габаритах и массе. Они имеют минимальные размеры и хороший баланс, поскольку ствол максимально приближен к плечу стрелка. Это делает их динамичными, хорошо управляемыми. Жесткая и постоянная фиксация ствола в колодке обеспечивает высокую кучность стрельбы. Карабин можно быстро перезарядить, не изменяя его положения относительно тела стрелка. Высокая прочность системы запирания гарантирует высокий ресурс (настрел). Европейские охотники считают такие карабины оптимальными для охоты на горных животных. Не спроста несколько известных оружейных фирм (Лебо-Курали, Верне-Каррон и др.) в последние годы освоили производство ружей такой конструкции.
И наконец, для успешной охоты в горах иметь хорошее оружие совсем не достаточно. Совершенно необходимо еще иметь подходящий оптический прицел, хороший бинокль, дальномер и оптимальные патроны. Но, пожалуй, еще важнее иметь личную подготовку, которую можно разделить на общую физическую и специальную стрелковую. Представление о том, что человек с хорошей винтовкой и современным прицелом автоматически становится снайпером – глубочайшее заблуждение. Хорошо стрелять из нарезного оружия довольно сложное искусство. Освоить его по книгам невозможно. Этому можно научиться только стреляя.