Л. Сонин
Фото автора и Л. Ивановой
Любой, кто пробовал охотиться с собакой, знает насколько это интересней, чем охота «самотопом». Конечно, при условии, что ваш пес хорошо натаскан и воспитан. То есть знает свое дело, обладает изрядной страстью к охоте и, главное, послушен своему хозяину. Благодаря искусной работе собаки, удовольствие от охоты удваивается и, безусловно, стоит тех хлопот и неудобств, которые связаны с её воспитанием и содержанием.
Довольно приличную охоту с подружейными собаками в европейской части России можно найти, практически, повсеместно. Но все-таки настоящее «Эльдорадо» для владельцев легавых, примерно, южнее Ростова.
К началу октября, когда в Подмосковье большая часть мелкой пернатой дичи уже отлетает, тетерева не держат стойку, а пролет вальдшнепа, завершающий сезон охоты с подружейными собаками, еще не наступил, мы берем отпуск и отправляемся в Краснодарский или Ставропольский край, чтобы вдоволь поохотиться на перепелов. Охота на них, что и говорить, лучше всего в южных районах. До нашей средней полосы эти птицы из семейства куриных, в достаточном количестве долетают не каждый год. Мешают холода, неблагоприятные погодные условия и другие не понятные нам причины. Как бы там ни было, но бывают годы, когда перепелки в Подмосковье почти что нет совсем.
В прошлую осень десять счастливых дней удалось провести на охоте неподалеку от Кавказских Минеральных Вод в гостях у друзей «легашатников» из города Георгиевска.
Здешние поля к этому времени в большинстве своем представляют собой уже убранные сельхозугодья, успевшие заново порасти жесткой, как проволока сорной травой. По такой «щётке», да еще высохшей от жары, собаки быстро набивают лапы, в кровь раздирают носы, и сильно царапают голое брюхо. Лучше всего в таких непростых условиях чувствуют себя дратхаары, собаки крепкие и выносливые. Другие породы легавых не могут с ними конкурировать более двух- трех дней.
Перепелки особенно любят поля, заросшие золотистой брицей, – травкой, похожей на ёршик для чистки бутылок в миниатюре. Но с удовольствием жируют на полях убранного проса, подсолнечника, суданки. Правда, далеко не на каждом таком поле будет хорошая охота. Приходится поездить и походить, пока найдешь то, что надо.
А надо, чтобы собака, едва успев отработать и подать битую перепелку, тут же, через 20 – 30 метров снова причуивала очередную птицу. И тогда нет картины приятней охотничьему глазу! Аккуратная, страстная подводка. Собака стоит! Значит птица здесь, совсем рядом! Торопливо делаешь несколько широких шагов, (а иногда приходится пробежать метров сто!), чтобы стать позади собаки. Ружье на изготовку. Скорее подаешь команду: «Вперед!». После энергичного броска легавой, с короткой и звонкой трелью из травы вдруг стремительно вылетает один, а иногда два, три перепела сразу. Тут не зевай! Ружье у плеча. Быстро догнал стволами, поймал на мушку, отпустил в меру и… Выстрел! Второй! Перепела комками падают в траву. Сердце ликует. Но надо еще найти битых птиц. И тут опять не обойтись без собаки. Сколько дичи было бы потеряно, если бы не наши четвероногие охотники! Милые, любимые бородатые морды! И найдут, и подадут прямо в руки.
Правда, не всегда всё складывается так удачно. Лишь некоторые перепелки могут выдержать стойку и подход охотника. Большая часть пытается скрыться пешком под травой и бурьяном. И тогда опять вся надежда на собаку, которая должна найти и буквально вытоптать такого беглеца, чтобы поднять на крыло под выстрел. Некоторых, особенно прытких перепелок, так и не удается увидеть.
Целый день работаем с полной самоотдачей. К концу охоты не остается сил ни у собак, ни у охотников. Хорошо, что в это время еще довольно тепло и можно прикорнуть прямо в поле, подложив под голову охотничью сумку.
Десять дней пролетают незаметно. До следующей осени, перепела. До скорой встречи.