Автор Виталий Палыч
«- Наталия Владимировна я, – ответила мне г-жа Разлуцкая обворожительным голосом с интонацией Нины Масловой (сыгравшей царицу Марфу в гайдаевской киноверсии «Ивана Васильевича» Михаила Булгакова).
– Наталия Владимировна, – обратился я к своей собеседнице «на другом конце телефонного провода», – а позволите ли до 1 сентября (даты сдачи отчёта «Тестируем вместе») публиковать данные о результатах произведённых выстрелов?
– Конечно …Не возбраняется.
-Ну, раз разрешили, уважаемая Наталия Владимировна, то расскажу о том, как всё было на самом деле».
В пулевом выстреле считаю самым главным – точность. Положишь пулю «куда следует» – от 8-граммовой пули восточный лось-гигант рухнет. Нет – после выстрела из .500МЕ носорог убежит. «Выстрел в точку» – так можно кратко сформулировать задачу правильного стрелка пулей на охоте. Точность выстрела рождается как производная в системе: стрелок – винтовка – патрон (пуля). Вот с рассказа о том, какую точность способен обеспечить патрон РМР .308-го калибра, снаряжённый пулей БР весом 10,89 грамма, и начну свои «Зарисовки с натуры».
Об эстетическом восприятии
Постараюсь дать ответы на максимальное количество вопросов, поставленных компанией-импортёром и представленных в таблице «Отчёт о проведении тестирования патронов РМР», который каждый участник теста и должен возвратить руководителю отдела рекламы г-же Разлуцкой до 1 сентября с.г.
Итак, патроны купил в «Охотнике на Головинском». Много лет покупаю боеприпасы в этом магазине, но никогда бы не подумал давать оценку оформлению витрины. Но раз спрашиваете – отвечаю: патроны РМР очень логично размещены среди пачек патронов других известных брендов, выгодно выделяясь ценой. Поставлю по 5 баллов и за оформление витрины и, принимая реалии нашей жизни, за их стоимость.
Пачка красивая. Благородного терракотового цвета с золотом и изображением головы антилопы куду – трофея желанного, достойного, весьма ценимого Эрнестом Хемингуэем. Изучив все надписи на пачке, с трудом обнаружил очень скупую (неброскую) информацию о пуле… Я понимаю, что сейчас век интернета. Там же, где размещена форма «Отчёт…», есть и подробная таблица «Характеристики патронов РМР». Однако указать на пачке более заметно тип и вес пули, думаю, не помешало бы. А вот ультрамариновая пачка патронов Pro Amm мне сначала не понравилась… Но, возможно, это фирменный цвет компании Pretoria Metal Pressings. Спецодежда рабочих у них точно такого же цвета/
На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Вопрос сугубо индивидуальный. Да и патроны РМР Standart, а не Pro Amm, взялся я тестировать… Однако, если вопрос об оценке внешнего вида пачки поставлен… Да право выносить оценку предоставлено! То один балл сниму.
За «скромность и незаметность отображения» характеристик пули. Значит, внешний вид терракотовой с золотом пачки патронов РМР Standart – 4 балла. (Или лучше 5 «с минусом» поставлю, если позволите).
А вот визуально определяемое качество изготовления патронов – высший балл. Пятёрка!
Сергей Смолин считает, что они похожи на «Норму». Мне они больше напомнили Lapua.
Так, вволю покрутив в руках пачку благородного терракотового цвета, рассмотрев всё, вплоть до выражения антилопьих глаз, и даже (!) найдя (правда, не с первого раза) тщательно замаскированную (?) производителем информацию о весе пули… И мужчины и мальчики ведь одинаково любят вертеть в руках и разглядывать свои игрушки… Решил: «Пора ехать в тир!»
Закрытый тир. Дистанция стрельбы 100 метров
Для теста взял винтовку (понятно, .308-го калибра), построенную на базе ствола со ствольной коробкой и затворно-спусковой группы TikkaT3 Varmint stainless. Оптический прицел Schmidt&Bender PMII 3-12×50 установлен на поворотном кронштейне EAW (Ernst Apel GmbH). Все выстрелы тестируемым патроном произведены с максимально возможным для этого прицела 12-кратным увеличением самым обычным («средненьким») стрелком-любителем («каких много»).
Основным патроном, используемым мной в этой винтовке, для стрельбы на дистанциях, превышающих 300 метров, является Norma Diamond line с пулей Coated hollow point Berger. Вес пули, как чётко (!) указано на серебристой пачке, 10,9 г (168 гр). Именно поэтому из предложенных вариантов пуль к патронам РМР .308-го калибра – 9,27 г FMJBT, 9,72 г SP, 10,89 г SP, 11,66 г SP – был выбран третий, весом 10,89 грамма . До 300 м много стрелял на охоте патронами Norma, (150 гр), а на дистанцию 100 м в закрытом тире использовал патроны производства Sako с пулей Super Range весом 6,6 г (102 гр). Этот боеприпас на охоте никогда не применял, последний раз стрелял им 28 мая с.г. на турнире, проводимом стрелково-спортивным комплексом «Калибр», куда и отправился 30 июня опробовать патрон РМР. Ответив, таким образом, на вопрос, «какие патроны использовали обычно до РМР», добавлю, что о ветре, стреляя в 100-метровой галерее закрытого тира, говорить не приходится, а количество стрелков было самое предпочтительное: стрелял один.
Освещённость в 100-метровой галерее достаточная, но, на мой стариковский вкус, света можно было бы и добавить. Поэтому освещённость – четвёрочка. Стрельба осуществлялась сидя. С сошек и заднего (подпяточного) упора, которым оборудована ложа моей винтовки. Повторю: прицел обнулён под выстрел на дистанцию 100 м пулей Super Range весом 6,6 г (102 гр). Результат двух выстрелов этим боеприпасом на указанную дистанцию по дюймовой мишени показан на рис. 1.
Произвожу выстрел тестируемым патроном. Пуля ложится в точку А (рис. 2). В ССК «Калибр» очень комфортабельный пулевой тир! Нажимаю на кнопочку — и мишень подъезжает к стрелку. Произвожу замер тщательно. Штангенциркулем. Превышение над точкой прицеливания 3 см (31,0 мм), горизонтальное отклонение влево 2 см (21,5 мм). Ввожу поправки. По вертикали: дельта h -3 kl. По горизонтали: вправо +2 kl. Нажатием кнопки же отправляю мишень назад. Выстрел. Пуля пробивает мишень в точке Б. Это убеждает меня, что пуля хорошо «слушается» вводимую поправку. Осуществив, таким образом, пристрелку одним выстрелом, получать группу на дистанции 100 м не стал. Так как, во-первых, почувствовал, что этой пулей на эту дистанцию из данной винтовки этот стрелок красивую группу получит очень легко. Во-вторых, думаю, что таких групп много пришлют. У меня же есть замысел познакомить коллег по увлечению с моей методикой тестирования системы «оружие – боеприпас» применительно к практике охоты. Л для этого надо разнообразить тест, патронов же у меня всего 20.
Закрытый тир. Дистанция стрельбы 200 метров
1 июля в закрытом гире стрелкового комплекса «Лисья Нора» при отличном освещении (5 баллов) и «оптимальнейшем» количестве стрелков – опять стрелял один, естественно, без ветра, установил следующее. Пуля SP .308-го калибра, весом 10,89 г, патрона РМР (при условии пристрелки – 100 м в «0») на дистанции 200 м «проседает» на 146 мм, практически не отклоняясь по горизонту. Два последующих выстрела, произведённые на эту дистанцию, положили нули с расстоянием между центрами пробоин 26,3 мм (1,03 дюйма), что соответствует 0,5 МОА. Результат для охотничьего (нецелевого!) патрона, снаряжённого охотничьей же «полуоболочкой», весьма подходящий.
ВЫСТРЕЛ ПО СУРКУ-БАЙБАКУ
Каждая дисциплина – стрельба в закрытом тире, открытом тире, на стрельбище, полигоне – даёт определённую, дополняющую одна другую, ценную информацию. Но если ставить вопрос о полноценном тестировании охотничьего боеприпаса, то сделать заключение о его практической применимости, достоинствах и недостатках можно только на основании выстрела в естественных условиях по реальному объекту охоты. А раз говорим мы сейчас о тесте на точность, то объект реальной охоты должен быть весьма малоразмерен*. Выстрел же по нему следует произвести никак не ближе, чем на сотню метров.
Таким условиям в России соответствуют:
• тетерев, сидящий на земле (стрелять на дереве, если вы не в тайге или боеприпас ваш не патрон кольцевого воспламенения калибра .22, опасно!); утка (лучше нырковая), а особенно поганка, плавающая на воде;** конечно, сурок.
1 июля открылась охота на сурков-байбаков в южных областях России. Те, кто занимался стрельбой сурков, знает, что этого небольшого зверька (ввиду его чрезвычайной «жизненной силы») надо бить только в голову. Таким образом, мишень на этой охоте сокращается до размеров яблока. Это то, что нужно для полевого охотничьего теста! Подобная охота ставит высокие, а при спортивном варминтинге, особенно в русской версии, высочайшие требования к системе «стрелок – винтовка – патрон (пуля)». Охота производится в лесостепных и степных ландшафтах. На нолях, часто разделённых лесопосадками. Нередко – на склонах балок. Освещение естественное, определяемое погодой и временем суток. Временами ветер, а нередко восходящие потоки воздуха и миражи – «штатные» условия.
Тестируемый патрон РМР Standart, снаряжённый пулей SP, как следует из уже сказанного здесь, продемонстрировал в тире приличную точность: пристрелка «100 м в 0» осуществлена одним выстрелом при приемлемой на варминт-охоте кучности. Пусть только две пули, но в пол минуты при стрельбе на дистанцию 200 метров они легли. При этом рассматриваемый боеприпас, конечно, не варминтовский. Сурка на пачке благородного терракотового цвета с золотом производитель не изобразил. И патрон этот (да с такой нулей!), конечно, на сурка применять не планирую, если вообще ещё когда-нибудь Господь сподобит на сурка поехать. Другим делать это тоже не рекомендую. Объект охоты (а точнее – «охотничьего теста») был выбран мной лишь для ответа на вопрос: смогу ли произвести «выстрел в точку» тестируемым патроном в реальных охотничьих условиях.
…4 июля 2015 года, суббота. Белгородская область, Губкинский район, окрестности Ольшанки.
Ясный день. Ни облачка, ни ветерка. Почти полный штиль. Товарищи, пригласившие на охоту, помогли оборудовать стрелковую позицию в тени деревьев лесопосадки. Солнце, высоко поднявшееся за моей спиной, сквозь листву деревьев прекрасно (5 баллов) освещало противоположный склон балки и четыре сурчины на нём. От огневого рубежа до них – 150 метров.
Полторы сотни метров – это, конечно, не дистанция для спортивного русского варминтинга. Но и не им приехал я заниматься. (Да и боеприпас, как уже писал, не варминтовский). На 150 метров очень часто приходится стрелять из нарезного оружия на среднерусских охотах. Много пуль патронов РМР полетит на эту дистанцию. Вот сейчас и проверю, как полетит одна из них. А, кроме того, уважаемый читатель помнит, наверное, что в тирах я «прибил» 100 и 200 метров. 150 – не проверял. Значит, поправка (как и в случае пристрелки одним выстрелом на 100 м – см. соответствующий раздел и рис. 2) при стрельбе на 150 метров тоже будет получена расчётным путём. Это дополнительное важное условие для теста.
Около 10 часов, когда небольшой сурок-сеголеток достаточно отдалился от норы, произвёл выстрел. Стрелял сидя, со стола Do-All Traps. Попал. Когда увидел зверька вблизи, убедился, что попал туда, куда стрелял – в голову. Череп…
Далее, простите меня. Пишу в журнал для стрелков и охотников. Не зелёных или защитников прав животных. А симпатичный зверь, сурок, в данном случае является животным «лабораторным». Как, например, тоже очень симпатичная, белая мышка с красными глазками. Я ведь не приехал охотиться на сурков ради их ценного жира и меха, из которого (читал где-то) сделана не одна норковая шапка в Москве. Я приехал тестировать охотничий боеприпас. И характер наносимой им раны (иначе всё можно было бы завершить в гире) – это очень важный параметр для полноценного теста.
Так вот череп разорвало, мозг был выброшен наружу. Голова превратилась в то, что очень образно писатель и драматург (но медик по образованию!) назвал «красной короной».*** Для сравнения, пуля Berger (того же калибра) «прокалывает» голову сурка, как шилом.
О работе частей и механизмов оружия с тестируемым патроном и о загрязнении оружия после стрельбы
Работа частей и механизмов оружия с тестируемым патроном нареканий не вызвала. Высший балл. В таблице он обозначен как «хорошо». Задержек при стрельбе, по причине осечек или не выброса гильзы, не было. О «неподаче» патрона из магазина сказать ничего не могу. Всегда заряжаю по одному патрону. Такая у меня давняя привычка. А вот о загрязнении оружия докладываю отдельно.
При чистке канала ствола использую финскую пену – Milfoam Forrest. На баллончике ультрамаринового цвета имеется инструкция по её использованию. В ней сказано, что появление синего цвета свидетельствует о процессе окисления меди. Любопытно, но синий цвет при чистке оружия никогда мною не наблюдался…
В описании, сопровождающем изображение пули в разрезе (правда, серии PROAMM), помещённом на с. 23 июльского (за текущий год) журнала «Охота и рыбалка XXI век», отмечено, что оболочка из высококачественной меди. Определение «высококачественной» относительно меди заставило задуматься. Что? В материале, из которого сделаны пули других производителей, медь иная? Не высококачественная?
При чистке канала ствола после стрельбы в тирах 30 июня и 1 июля разными пулями протирочный материал приобретал «обычный» тёмно-серый («свинцовый») цвет. А вот после единственного^) выстрела, произведённого тестируемым патроном по сурку 4 июля, при чистке винтовки я вытолкнул шомполом из канала ствола густую жидкость чистейшего цвета ультрамарин. Так вот что, возможно, «зашифровано» в фирменном ультрамариновом цвете компании! Материал, из которого сделаны производимые ею пули. Высококачественная медь!
Итог теста на точность
По результатам, полученным в ходе тестирования, можно сделать выводы:
• Тестируемая пуля БР патрона РМР южноафриканского производства «хорошо слушается» поправок, полученных расчётным путём; пуля пригодна (пока могу говорить только о качественном варминтовском стволе) для охотничьей стрельбы «в точку» на дистанциях до 200 м;
• Пуля тестируемого боеприпаса, судя по характеру нанесённой ею раны, весьма пригодна для охоты на более крупного зверя.
Тест южноафриканского патрона продолжается
Примечание:
*Мне много довелось стрелять из разного нарезного оружия по птицам и суркам. В этом и заключается «мой метод», или «метод реального тестирования» охотничьей винтовки на точность. По белкам и прочим пушным зверькам стрелять не довелось. Хотя, наверное, и они были бы объектами, весьма пригодными для этого. Испытывал .22-е калибры и .308Win. Последний калибр не является ограничением. Это ведь не совсем охота…
** По водоплавающим птицам, сидящим на воде, из винтовки стрелять мне пришлось много. Но занимался этим я в очень экзотических уголках нашей планеты. Был абсолютно уверен, что, кроме снежного, иных «человеков» вокруг на многие десятки и сотни километров нет и быть не может. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ МОИ ОПЫТЫ В ГУСТОНАСЕЛЁННЫХ РАЙОНАХ ЗЕМЛИ!!!
*** «Не было волос и не было лба. Вместо него был красный венчик с жёлтыми зубьями-клочьями.
Всадник – брат мой, в красной лохматой короне, сидел неподвижно на взмыленной лошади, и если б не поддерживал его бережно правый, можно было бы подумать: он едет на парад.
Всадник был горд в седле, но он был слеп и нем. Два красных пятна с потёками были там, где час назад светились ясные глаза…
Левый всадник спешился, левой рукой схватил повод, а правой тихонько потянул Колю за руку. Тот качнулся.
И голос сказал:
-Эх, вольноопределяющего нашего…осколком. Санитар, зови доктора…».
М. Булгаков. Красная корона. Historia morbi’
1 История болезни (лат.).